Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 по делу N А48-1781/2009 По делу о признании недействительным решения налогового органа о взыскании НДС за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах налогоплательщика.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 сентября 2009 г. по делу N А48-1781/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Свиридовой С.Б.,

судей Осиповой М.Б.,

Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,

при участии:

от МИФНС России N 2 по Орловской области: не явились, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке,

от конкурсного управляющего открытого акционерного общества “Северный рынок“: не явились, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской
области на решение Арбитражного суда Орловской области от 29 мая 2009 года по делу N А48-1781/2009 (судья Т.И. Капишникова), принятое по заявлению открытого акционерного общества “Северный рынок“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области о признании недействительным решения N 1604 от 09.04.2009 г.,

установил:

Открытое акционерное общество “Северный рынок“ (далее - ОАО “Северный рынок“, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Орловской области, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 09.04.2009 г. N 1604 “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках“ (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.05.2009 г. по делу N А48-1781/2009 заявленные требования общества удовлетворены. Решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Орловской области от 09.04.2009 г. N 1604 “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках“ признано недействительным.

Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ из статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ исключены положения о том, что требования
об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения реестровых требований кредиторов, имущества должника. При этом, оспариваемое решение инспекции N 1602 от 09.04.2009 г. принято после вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ.

В судебное заседание не явились представители Межрайонной ИФНС России N 2 по Орловской области и открытого акционерного общества “Северный рынок“, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие лиц участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Орловской области от 19.12.2007 г. по делу N А48-719/07-17б, в отношении ОАО “Северный рынок“ открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Орловской области от 14.01.2009 г. по делу N А48-719/07-17б процедура конкурсного производства в отношении общества продлена на шесть месяцев.

ОАО “Северный рынок“ 19.01.2009 г. представило в Межрайонную ИФНС России N 2 по Орловской области налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2008 г., в соответствии с которой, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составила 114 669 руб.

Налоговый орган 26.01.2009 г. выставил в адрес ОАО “Северный рынок“ требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 184, которым было предложено налогоплательщику в срок до
13.02.2009 г. уплатить НДС в сумме 38 223 руб. по сроку - 20.01.2009 г.

В связи с неисполнением налогоплательщиком указанного требования в установленный в нем срок в добровольном порядке налоговый орган, руководствуясь ст. 46 НК РФ, принял решение от 09.04.2009 г. N 1604 “О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках“.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет
иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46, 47 НК РФ.

Пунктами 1 - 2 ст. 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной платы налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании налога в бесспорном порядке принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по плате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно п. 4 ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 143 НК РФ ОАО “Северный рынок“ является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В силу ст. 163 НК РФ налоговый период по налогу на добавленную стоимость установлен как квартал.

В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической
реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) для целей данного закона под обязательным платежом понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

В силу ст. 126 Закон о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди за счет конкурсной массы.

Однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства,
независимо от срока их предъявления подлежат удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума от 22.06.2006 г. N 25 “О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве“ также разъяснено, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.

Судом первой инстанции установлено и налоговым органом не оспаривается, что обязанность по уплате указанной инспекцией в требовании задолженности по НДС за 4 квартал 2008 г. (по сроку платежа 20.01.2009 г.) в сумме 38 223 руб., наступила после открытия в отношении общества конкурсного производства (19.12.2007 г.).

Следовательно, с этого момента налоговый орган не вправе производить взыскание с должника задолженности, возникшей после открытия конкурсного производства, в бесспорном порядке.

Таким образом, исходя из вышеназванных норм, вопрос о взыскании с общества налога должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а непосредственно конкурсным управляющим должника,
в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Учитывая вышеизложенное, инспекция в нарушение положений пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве вынесла решение о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика суммы налога на добавленную стоимость, в связи с чем, оспариваемое решение правомерно признано судом первой инстанции недействительным.

Довод налогового органа, изложенный в апелляционной жалобе о необходимости применения в рассматриваемой ситуации положений пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ, не может быть принят судом ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 122 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“ из абзаца 1 пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве исключены слова “а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления“, то есть исключено правило об удовлетворении требований по обязательным платежам, возникших в ходе конкурсного производства, за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Вместе с тем, пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ установлено, что Закон о банкротстве в редакции данного Федерального закона применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу данного Федерального закона. К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу Федерального закона, применяются
положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных данным Федеральным законом.

Согласно ст. 5 Федерального закона N 296-ФЗ он вступает в силу с момента его официального опубликования, текст которого был опубликован в “Российской газете“ за 31.12.2008 г. N 267.

Поскольку процедура конкурсного производства была возбуждена в отношении общества до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ, то у суда отсутствуют основания для применения статьи 142 Закона о банкротстве в редакции вышеуказанного Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Межрайонная ИФНС России N 2 по Орловской области ни в суд первой
инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы, не представила доказательств законности и обоснованности принятого решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках от 09.04.2009 г. N 1604.

Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены либо изменения обжалуемого решения суда, принятого в соответствии с нормами материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 29 мая 2009 года по делу N А48-1781/2009 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области - без удовлетворения.

Учитывая результат рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 29 мая 2009 года по делу N А48-1781/2009 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья

С.Б.СВИРИДОВА

Судьи

М.Б.ОСИПОВА

Е.А.СЕМЕНЮТА