Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 по делу N А35-2140/09-С20 По делу о взыскании штрафа за несвоевременное представление сведений налоговому органу.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 сентября 2009 г. по делу N А35-2140/09-С20

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи - Ольшанской Н.А.,

судей - Осиповой М.Б.,

Свиридовой С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 21 мая 2009 года по делу N А35-2140/09-С20 (судья Морозова М.Н.), принятое по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Курской области к Администрации Поповкинского сельсовета
Рыльского района о взыскании штрафа в размере 1 000,00 руб.,

при участии в судебном заседании:

от истца: представители не явились, надлежаще извещены,

от ответчика: представители не явились, надлежаще извещены,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Курской области обратилась в арбитражный суд с требованием к Администрации Поповкинского сельсовета Рыльского района (далее Администрация) о взыскании суммы штрафа, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 1000 рублей за несвоевременное представление сведений налоговому органу.

Решением Арбитражного суда Курской области от 21 мая 2009 года в удовлетворении заявленных требований налогового органа отказано со ссылкой на пропуск предусмотренного пунктом 1 статьи 115 НК РФ срока давности взыскания налоговой санкции.

Не согласившись с вынесенным решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В качестве доводов в жалобе указано, что предусмотренный статьей 101.4 НК РФ порядок привлечения Администрации к ответственности инспекцией соблюден; судом неверно применены положения пункта 1 статьи 115 НК, так как согласно редакции данного пункта, действующей с 01.01.2007 года, срок для обращения в суд с иском о взыскании штрафов следует исчислять не со дня составления акта (как указал суд), а со дня истечения срока исполнения требования об уплате штрафа, который инспекцией не пропущен.

В судебное заседание представители сторон, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, не явились; от налогового органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.

В
материалы дела представлено сообщение налогового органа о том, что 25.05.2009 Администрация добровольно уплатила штраф, взыскиваемый по настоящему делу.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Администрация представила в Межрайонную ИФНС России N 1 по Курской области сведения о факте регистрации акта гражданского состояния физического лица - смерти Мацаковой М.Э. с нарушением установленного пунктом 3 статьи 85 НК РФ десятидневного срока.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Согласно пункту 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 от 15.11.97 N 143-ФЗ Федерального закона “Об актах гражданского состояния“ государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании названного федерального закона.

В силу положений статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“, статей 54, 56 Закона
РФ от 06.07.1991 N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации“, статьи 1 Закона Курской области от 22.06.2004 N 31-ЗКО “О наделении органов местного самоуправления сельских поселений Курской области отдельными государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния“, Закона Курской области от 22 декабря 2006. N 97-ЗКО “Об областном бюджете на 2007 год“ Администрация была наделена полномочиями по осуществлению государственной регистрации актов гражданского состояния, в связи с чем, является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 129.1 НК РФ.

Материалами дела подтверждается, что Администрацией 02.05.2007 была произведена регистрация факта смерти вышеуказанного физического лица, однако сведения о факте регистрации акта гражданского состояния о смерти представлены в налоговый орган Администрацией 16.06.2008, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции от соответствующей даты.

Поскольку указанное нарушение влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ, Инспекцией составлен акт N 51 от 27.06.2008 года об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 123 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 101.4 при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.

Письмом от 23.06.2008 N 04-14/57508 инспекция пригласила Главу Администрации явиться 27.06.2008 для подписания акта N 51. Письмо вручено Главе администрации лично 27.06.2008, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.

В силу пункта 4 статьи 101.4 НК РФ акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

11.07.2008 акт вручен Администрации, о чем свидетельствует расписка о вручении за подписью Главы
Администрации на сопроводительном письме от 27.06.2008 N 04-14/58523. Администрации предложено в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, в течение двух недель представить в налоговый орган письменные возражения.

Согласно пункту 5 статьи 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт для принятия по нему решения (пункт 6 статьи 101.4 НК РФ).

Возражений на указанный акт Администрация не направила.

Пунктом 7 статьи 101.4 НК РФ предусмотрено, что акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя.

Письмом от 30.07.2008 N 04-14/72677 инспекция пригласила Главу Администрации явиться 06.08.2008 для рассмотрения акта N 51. Письмо вручено Главе администрации лично 31.07.2008, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.

В отсутствие неявившегося представителя Администрации в соответствии с пунктом 8 статьи 101.4 НК РФ по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов заместитель руководителя инспекции вынес решение N 55 от 06.08.2008 “О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение“.

Письмом от 07.08.2008 N 04-05/2116 инспекция направила указанное решение Администрации заказным письмом, которое вручено Главе администрации лично 08.08.2008, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.

Согласно пункту 10 статьи 101.4 НК РФ на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о
налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа.

Согласно пункту 11 статьи 101.4 НК РФ копия решения и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.

Статья 101.4 НК РФ не предусматривает специальных сроков для направления требования об уплате штрафа, поэтому подлежат применению общие правила, предусмотренные статьей 70 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Согласно пункту 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. В силу пункта 3 статьи 70 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

Требование N 131 об уплате штрафа по состоянию на 26.08.2008 направлено Администрации 28.08.2008, о чем свидетельствует представленная в дело почтовая квитанция.

Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан
в этом требовании.

В установленный в требовании срок (до 15.08.2008) Администрация штраф не уплатила.

На основании пункта 2 статьи 45 НК РФ налоговый орган обратился в суд за взыскание с Администрации (как с организации, которой открыт лицевой счет) налоговой санкции.

Поскольку материалами дела подтверждается факт совершения Администрацией налогового правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, обстоятельств, исключающих вину Администрации, не установлено, апелляционная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерном привлечении Администрации к ответственности, предусмотренной статьей 129.1 НК РФ.

Предусмотренный статьями 101.4, 104 НК РФ порядок взыскания с Администрации налоговой санкции, начисленной согласно решению N 55 от 06.08.2008, налоговым органом соблюден.

Вместе с тем, при вынесении решения судом сделан ошибочный вывод о нарушении инспекцией срока давности взыскания штрафной санкции, в связи с применением положений пункта 1 статьи 115 НК РФ в редакции, не действовавшей на момент принятия решения.

В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 1 статьи 115 НК РФ в редакции Федерального закона N 137-ФЗ, действующей с 01.01.2007, исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, с 01.01.2007 начало исчисления срока исковой давности взыскания штрафов не связано с днем обнаружения правонарушения, как это предусматривалось статьей 115 в предшествующей редакции.

Согласно материалам дела требование об уплате финансовой санкции направлено ответчику Управлением 28.08.2008 с установленным в нем
сроком исполнения до 15.09.2009.

С учетом положений части 6 статьи 114 АПК РФ, инспекция обратилась в суд 13.03.2009 (в пределах шестимесячного срока), что подтверждается представленной в материалы дела копией почтовой квитанции N 01089 от 13.03.2009.

Таким образом, отказ суда в удовлетворении требований налогового органа по причине пропуска срока обращения в суд основан на нормах права, которые к правоотношениям в рассматриваемом споре не применяются.

На основании этого, апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а из мотивировочной части решения Арбитражного суда Курской области от 21.05.2009 подлежат исключению выводы суда о невозможности взыскания штрафа по причине обращения Межрайонной ИФНС России N 1 по Курской области в суд за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ, а также об отнесении на заявителя государственной пошлины.

На момент рассмотрения данного дела в суде апелляционной инстанции установлено, что 25.05.2009 Администрация добровольно уплатила штраф, взыскиваемый по настоящему делу, в связи с чем, заявленное материально-правовое требование инспекции о взыскании 1000 рублей штрафа, удовлетворению не подлежит.

Согласно подпункту 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании изложенного, резолютивная часть решения Арбитражного суда Курской области от 21.05.2009 подлежит оставлению без изменения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы и положений подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ вопрос о
распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается.

Руководствуясь статьями 110, 112, 123, 156, 258, 266 - 268, частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 21.05.2009 года по делу N А35-2140/09-С20 изменить.

Исключить из мотивировочной части решения Арбитражного суда Курской области от 21.05.2009 выводы суда о невозможности взыскания штрафа по причине обращения Межрайонной ИФНС России N 1 по Курской области в суд за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ, а также об отнесении на заявителя государственной пошлины по делу.

В остальной части решение Арбитражного суда Курской области от 21.05.2009 года по делу N А35-2140/09-С20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Курской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья:

Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ

судьи

М.Б.ОСИПОВА

С.Б.СВИРИДОВА