Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2009 N Ф03-7661/2009 по делу N А73-12808/2009 Факт нарушения правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 4.1 КоАП Хабаровского края.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2009 г. N Ф03-7661/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: Суминой Г.А.

судей: Панченко И.С., Шишовой И.Ю.

при участии

от заявителя: ОАО “РЖД“ - Колтунова А.С., представитель по доверенности от 15.10.2009 N 830;

от административной комиссии городского округа “Город Хабаровск“ - Жукова О.В., представитель по доверенности от 31.03.2009 б/н;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “РЖД“

на решение от 24.09.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009

по делу N А73-12808/2009

Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Зверева А.В., в
суде апелляционной инстанции судьи: Меркулова Н.В., Михайлова А.И., Пескова Т.Д.

по заявлению открытого акционерного общества “РЖД“

к административной комиссии городского округа “Город Хабаровск“

об оспаривании постановления от 17.07.2009 N 01/1487 о привлечении к административной ответственности

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии городского округа “Город Хабаровск“ (далее - административный орган) от 17.07.2009 N 01/1487 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.1 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - КоАП ХК), в виде наложения штрафа в размере 3 000 руб.

Решением суда от 24.09.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву доказанности факта административного правонарушения и вины общества в его совершении. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, поддержанной представителем в судебном заседании, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить в связи с неправильным применением арбитражным судом обеих инстанций норм материального права и принять новый судебный акт. Заявитель кассационной жалобы ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, так как данное правонарушение считает оконченным и срок давности исчисляется с 01.05.2009 (установленный административной комиссией срок для восстановления нарушенного благоустройства).

Административный орган в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции доводы жалобы отклоняет, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей
лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 09.06.2009 специалистом управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска выявлено нарушение пунктов 102, 106 действующих на территории города Хабаровска Правил благоустройства городского округа “Город Хабаровск“, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721, а именно: по ул. Трехгорной, 24 в г.Хабаровске не восстановлено нарушенное благоустройство в установленный срок после производства земляных работ по ордеру от 14.01.2009 N 4-2 по ремонту электрокабеля. Срок действия ордера истек, ордер не продлен, благоустройство не сдано по акту приемки. По результатам проверки составлен акт проверки от 24.06.2009 N 11/05-13/1566.

По факту правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.1 КоАП Хабаровского края, в отношении ОАО “РЖД“ составлен протокол об административном правонарушении от 24.06.2009 N 446, на основании которого административным органом вынесено постановление от 17.07.2009 N 01/1487 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.1 КоАП Хабаровского края, в виде наложения штрафа в размере 3 000 руб.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.

Согласно подпункту 5 пункта 6 Правил благоустройства городского округа “Город Хабаровск“, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008, земляными работами являются работы, влекущие нарушение существующего благоустройства территории, в том числе связанные с нарушением зеленых насаждений, конструкции дорог, тротуаров, подпорных стенок, лестниц и других элементов благоустройства.

Пунктами 102, 106 Правил благоустройства городского округа “Город Хабаровск“, утвержденными решением
Хабаровской городской Думы от 26.12.2008, установлено, что нарушенное благоустройство должно быть восстановлено в полном объеме в соответствии с требованиями технических условий, выданных управлением дорог и внешнего благоустройства (по аварийно-восстановительным работам технические условия выдает управление административно-технического контроля) и сдано управлению административно-технического контроля в сроки, указанные в разрешении (ордере).

Восстановленное благоустройство принимается от лица, получившего разрешение (ордер), по акту специалистом управления административно-технического контроля в присутствии представителей заказчика земляных работ, производителя работ (подрядчика), соответствующего комитета по управлению округом после проверки фактического выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства в полном объеме и их качества. Без оформления указанного акта, утвержденного руководителем управления административно-технического контроля или его заместителем, разрешение (ордер), выданное на производство земляных работ, считается не закрытым.

Нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП Хабаровского края, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от 3 000 руб. до 10 000 руб.

При выявлении признаков состава рассматриваемого правонарушения необходимо учитывать, что объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.1 КоАП Хабаровского края, являются общественные отношения в сфере благоустройства и эксплуатации жилищного фонда. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Субъектом административного правонарушения является виновное лицо, совершившее административное правонарушение и подлежащее административной ответственности в порядке, установленном административным законодательством.

Арбитражным судом обеих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение пунктов 102, 106 Правил благоустройства городского округа “Город Хабаровск“, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008, ОАО “РЖД“ произведенные по ул. Трехгорной,
24 в г.Хабаровске земляные работы по ремонту электрокабеля по ордеру от 14.01.2009 N 4-2 на момент проверки восстановлены не были и не сданы по акту в управление административно-технического контроля, при этом срок действия ордера истек.

Факт совершения правонарушения подтверждается актом проверки от 24.06.2009 N 11-05-13/1566 (л.д. 35), протоколом об административном правонарушении от 24.06.2009 N 446 (л.д. 31), актом приемки работ от 22.01.2009 (л.д. 21), ордером от 14.01.2009 N 4-2 (л.д. 22), заявкой на продление работ от 01.09.2009 N 4-29 (л.д. 23) и не отрицается заявителем.

Указанные выше обстоятельства свидетельствую о наличии события и признаков состава вмененного правонарушения.

Вина заявителя исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства, в частности пунктов 102, 106 Правил благоустройства городского округа “Город Хабаровск“, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008.

Следовательно, привлечение общества к административной ответственности по части 1 статьи 4.1 КоАП Хабаровского края является правомерным.

Кроме того арбитражным судом обеих инстанций правомерно квалифицировано данное правонарушение как длящееся.

Данная позиция совпадает с правовой позицией изложенной в пункте 14 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“. В данном пункте разъяснено, что длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном, непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на правонарушителя.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящимся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В рассматриваемом случае обществом нарушенное благоустройство должно было быть восстановлено согласно акту приемки работ от 22.01.2009 в срок до 01.05.2009, правонарушение административным органом обнаружено 09.06.2009, постановление о привлечении к административной ответственности N 01/1487 вынесено 17.07.2009, то есть срок для привлечения к административной ответственности по указанному правонарушению не истек.

Заявитель неправильно исчисляет срок давности привлечения к административной ответственности с 01.05.2009, поскольку объективная сторона вменяемого правонарушения не связывает наступление административной ответственности с неисполнением обязанности в установленный срок, с указанного срока нарушение правил благоустройства становится противоправным.

В связи с вышеизложенным довод кассационной жалобы об истечении срока давности для привлечения к административной ответственности является несостоятельным.

При таких обстоятельствах, суды проверяя законность вынесенного административным органом постановления исследовали и оценили имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.

Следовательно, арбитражный суд обеих инстанций сделал обоснованный вывод о наличии у административного органа основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 4.1 КоАП Хабаровского края.

Учитывая, что доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценивались при апелляционном рассмотрении и получили надлежащую правовую оценку, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных обеими судебными инстанциями.

С учетом изложенного, оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь
статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 24.09.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 по делу N А73-12808/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья:

Г.А.Сумина

Судьи:

И.С.Панченко

И.Ю.Шишова