Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2009 N Ф03-7081/2009 по делу N А51-6080/2009 Заказчик, уполномоченный орган, не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2009 г. N Ф03-7081/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: И.А. Тарасова

судей: О.П. Дружиной, Л.Б. Шариповой

при участии

от КГУП “Государственное агентство по продовольствию Приморского края“: Е.В.Андреев, старший юрисконсульт по доверенности б/н от 05.11.2009

от Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края: Г.М.Ямный, представитель по доверенности от 26.05.2009 N 22-04/13-1793

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы краевого государственного унитарного предприятия “Государственное агентство по продовольствию Приморского края“, Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края

на решение от 10.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2009

по
делу N А51-6080/2009 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Н.Шкляров; в апелляционном суде судьи: К.П.Засорин, И.Л.Яковенко, Т.А.Аппакова

по иску заместителя прокурора Приморского края

к краевому государственному унитарному предприятию “Государственное агентство по продовольствию Приморского края“, Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Приморского края

о признании недействительными размещения государственного заказа и государственного контракта

Заместитель прокурора Приморского края (далее - заместитель прокурора) обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (далее - Департамент), краевому государственному унитарному предприятию “Государственное агентство по продовольствию Приморского края (далее - КГУП Государственное агентство по продовольствию Приморского края) о признании недействительными размещения государственного заказа способом запроса котировок цен на оказание услуг по организации и проведению мероприятий краевого съезда работников пищевой, и перерабатывающей промышленности в 2008 году, государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению мероприятий съезда работников пищевой и перерабатывающей промышленности в 2008 году N 65 от 16.12.2008.

Решением арбитражного суда от 10.07.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2009, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационных жалобах КГУП Государственное агентство по продовольствию Приморского края и Департамент просят судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование кассационных жалоб заявители ссылаются на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неприменения закона, подлежащего применению. Не согласны с выводом судов о том, что государственные контракт заключены с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - ФЗ от 21.07.2005
N 94-ФЗ), поскольку услуги, на оказание которых заключены государственные контракты, являются одноименными.

По мнению заявителей, в силу прямого указания закона при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд для установления того, являются ли товары, работы, услуги одноименными, необходимо применение номенклатуры, утвержденной Минэкономразвития РФ, а применение понятий определений и трактовок одноименных товаров, работ, услуг, содержащихся в иных правовых актах, в частности в ГОСТ Р 51303-99 “Торговля. Термины и определения“, а также в Постановлении Госкомстата России от 25.03.2002 N 23 “Об утверждении основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен“ является необоснованным о противоречащим ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

Считают, что предметы государственных контрактов являются разными и поэтому невозможно отнесение услуг по организации и проведению мероприятий краевых съездов по разным отраслям экономики к одноименным услугам. Также полагают, что у истца отсутствуют права на обращение в арбитражный суд с иском о признании недействительным размещение государственного контракта, поскольку размещение заказа не является сделкой, а также в соответствии со статьей 10 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ он отсутствует в списке круга лиц, которые вправе обратиться в арбитражный суд с таким иском.

В отзыве на кассационные жалобы истец, возражая против доводов жалоб, просил судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

В судебном заседании представители Департамента и КГУП Государственное агентство по продовольствию Приморского края, поддержали доводы жалоб, дав по ним пояснения.

Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечил.

Проверив законность обжалуемых судебных актов
с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных в статье 288 АПК РФ оснований для их отмены.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что руководителем Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края издан приказ N 129 от 21.11.2008 “Об организации и проведении закупки товаров с применением способа запроса котировок“, на основании которого Департаменту предписано организовать и провести размещение государственного заказа способом запроса котировок цен по следующим услугам: организация и проведение мероприятий краевого съезда работников сельского хозяйства в 2008 году на сумму 480 000 руб.; организация и проведение мероприятий краевого съезда работников пищевой и перерабатывающей промышленности в 2008 году на сумму 490 000 руб.

На официальном сайте администрации Приморского края www.primorsky.ru 26 и 27 ноября 2008 года в сети Интернет Департаментом размещены извещения о проведении запроса котировок цен на услуги по организации и проведению мероприятий краевого съезда работников сельского хозяйства в 4 квартале 2008 года, а также по организации и проведению мероприятий краевого съезда работников пищевой и перерабатывающей промышленности в 4 квартале 2008 года.

В соответствии с указанным извещениям и прилагаемым к ним заданиям услуги по организации, и проведению мероприятий краевых съездов работников сельского хозяйства и работников пищевой, и перерабатывающей промышленности Приморского края включают: подготовку и оформление зала не менее чем на 450 человек (озвучивание, тематические баннеры, наглядная агитация и т.д.); оформление выставок достижений сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности Приморского края; предоставление услуг творческих коллективов (духовой оркестр, художественная самодеятельность и т.д.); организацию завтрака для участников съезда и обеда для водителей; организацию обеда для участников съезда, и приглашенных лиц;
предоставление площадки для размещения автотранспорта для прибывших участников съездов; обеспечение информационного освещения проведения съездов в средствах массовой информации; предоставление услуг автотранспорта (автобусы, автомобили для обслуживания участников съездов); приобретение грамот, канцелярских товаров, ценных призов и подарков.

Участие в размещении государственных заказов способом запроса котировок цен по организации и проведению съездов работников сельского хозяйства и работников пищевой и перерабатывающей промышленности Приморского края приняли два юридических лица: ЗАО “Михайловский Бройлер“ и КГУП “Государственное агентство по продовольствию Приморского края“, каждое из которых подало по одной котировочной заявке на каждое размещение заказа.

Котировочной комиссией Департамента 8 и 9 декабря 2008 года рассмотрены котировочные заявки, поданные ЗАО “Михайловский Бройлер“ и КГУП “Государственное агентство по продовольствию Приморского края“, по результатам рассмотрения и оценки заявок победителем размещения государственных заказов по организации и проведению съезда работников сельского хозяйства Приморского края и по организации и проведению съезда работников пищевой и перерабатывающей промышленности Приморского края признано КГУП “Государственное агентство по продовольствию Приморского края“, предложившее наиболее низкую цену услуг (478 500 руб. и 488 500 руб.).

Судебными инстанциями установлено, что между Департаментом (заказчик) и КГУП “Государственное агентство по продовольствию Приморского края“ (исполнитель) 15 и 16 декабря 2008 года заключены государственный контракт на оказание услуг по организации и проведению мероприятий краевого съезда работников сельского хозяйства в 2008 году N 64 на сумму 478 500 руб. и государственный контракт на оказание услуг по организации и проведению мероприятий съезда работников пищевой и перерабатывающей промышленности в 2008 году N 65 на сумму 488 500 руб. соответственно.

Истец считая, что размещение государственного заказа путем запроса котировок цен на оказание услуг по
организации и проведению мероприятий краевого съезда работников пищевой и перерабатывающей промышленности в 4 квартале 2008 году произведено с нарушением требований ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции исходили из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 10 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ, размещение заказа может осуществляться следующим образом, а именно: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Согласно части 2 статьи 42 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляется не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.

Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500 000 руб. в течение квартала (ч. 3 ст. 42 Закона о размещении заказов).

Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (ч. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов).

Судебными инстанциями установлено, что государственные контракты N 64, N 65 заключены на сумму более
500 000 руб., а услуги, подлежащие исполнению согласно государственным контрактам, относятся к одной группе услуг.

В письме Минэкономразвития Российской Федерации от 16.02.2006 N Д07-291 “О разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ закреплена возможность использования при определении одноименности товаров общих определений товара, которые используются в ГОСТ Р 51303-99 “Торговля. Термины и определения“, Постановлении Госкомстата России от 25.03.2002 N 23 “Об утверждении “Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен“.

Таким образом, исследовав представленные в дело доказательства, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь частью 5 статьи 10 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ, частью 2 статьи 449 ГК РФ, установив, что Департаментом в течение одного квартала с одним и тем же юридическим лицом в нарушении пункта 3 статьи 49 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ произведено размещение государственных заказов по организации и проведению краевых съездов работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающее промышленности, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии правовых оснований для признания недействительными размещения Департаментом государственного заказа, способом запроса котировок цен на оказание услуг по организации и проведению мероприятий краевого съезда работников пищевой, и перерабатывающей промышленности в 2008 году и государственного контракта на оказание услуг по организации, и проведению мероприятий съезда работников пищевой и перерабатывающей промышленности в 2008 году N 65 от 16.12.2008.

Выводы судебных инстанций сделаны на основе всестороннего и полного исследования доказательств по делу, с правильным применением
норм материального права.

Доводы заявителей жалоб фактически направлены на переоценку установленных судебными инстанциями в соответствии со статьей 71 АПК РФ обстоятельств, что недопустимо в суде кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 АПК РФ, в связи с чем отклоняются.

Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 10.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2009 по делу N А51-6080/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.А.Тарасов

Судьи

О.П.Дружина

Л.Б.Шарипова