Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.12.2009 N Ф03-6865/2009 по делу N А51-8987/2009 Правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, так как при таможенном оформлении товаров декларантом не представлены сертификаты на товар, подлежащий обязательной сертификации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2009 г. N Ф03-6865/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: Суминой Г.А.

судей: Трофимовой О.Н., Шишовой И.Ю.

при участии

от заявителя: ООО “Восточная группа“ - представитель не явился;

от Дальневосточной оперативной таможни - Хомский О.Л., представитель по доверенности N 02-17/435 от 21.01.2009, Пономаренко А.В., представитель по доверенности N 02-17/390 от 20.01.2009;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Восточная группа“

на решение от 22.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009

по делу N А51-8987/2009

Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции
судья Колтунова Н.В., в суде апелляционной инстанции судьи: Солохина Т.А., Еремеева О.Ю., Алферова Н.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Восточная группа“

к Дальневосточной оперативной таможне

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10710000-146/2009 от 05.06.2009

Общество с ограниченной ответственностью “Восточная группа“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточной оперативной таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 05.06.2009 по делу об административном правонарушении N 10710000-146/2009, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением суда от 22.07.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о доказанности материалами дела вины общества во вмененном ему административном правонарушении, и, следовательно, об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления таможенного органа незаконным.

Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, которое просит их отменить в связи с неправильным применением судами обеих инстанций норм материального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы не согласен с выводами судов и считает, что при отсутствии законодательно закрепленного порядка относительно обязательного сертифицирования ввезенных амортизаторов подвески для легковых автомобилей суды безосновательно признали правомерным привлечение общества к административной ответственности.

Таможня в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы
жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей таможни, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Дальневосточной оперативной таможней проведена проверка документов и сведений, представленных обществом при таможенном оформлении товаров, заявленных в ГТД N 10702030/301008/0062178 (далее - ГТД N 62178), в ходе которой установлено, что последним во исполнение внешнеторгового контракта от 20.06.2006 N 6.2006, заключенного с компанией “4WAY SUSPENSION PRODUCTS Pty Ltd“ (Австралия), на территорию Российской Федерации ввезены товары, в том числе товар N 1 - амортизаторы подвески для малолитражных автомобилей, различных типоразмеров в количестве 1498 штук, торговой марки “TOUGH DOG“, изготовитель “4WAY SUSPENSION PRODUCTS Pty Ltd“, задекларированный путем подачи указанной выше ГТД.

По результатам проверки таможенным органом установлено отсутствие в пакете документов к названной ГТД сертификата соответствия на амортизаторы подвески для малолитражных автомобилей. В ответе на запрос таможни о предоставлении заверенной копии сертификата соответствия на спорный товар общество пояснило, что данный сертификат при таможенном оформлении не представлялся по причине его отсутствия.

По данному факту таможней вынесено определение от 30.04.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по окончании которого таможней в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10710000-146/2009 от 21.05.2009 по признакам состава правонарушения, предусматривающего ответственность по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.

Постановлением таможни от 05.06.2009 по делу об административном правонарушении N 10710000-146/2009 общество признано виновным в совершении административного правонарушения по указанной норме права и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным
постановлением, общество оспорило его арбитражный суд, обе инстанции которого, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“, в том числе, если они необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся непосредственно применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

Данная норма согласуется с пунктом 1 статьи 131 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ), которая устанавливает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Согласно пункту 2 указанной нормы права при декларировании товаров представляются, среди прочих документов, разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При этом в силу статьи 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются независимо от заявленного таможенного режима.

Статья 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ (далее - Закон N 184-ФЗ) устанавливает условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

В силу пункта 1 указанной статьи Закона N 184-ФЗ для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие
возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 287) утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, согласно которому обязательной сертификации подлежат товары по коду 45 класса ОК 005-93. Под данным кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301, значатся изделия автомобильной промышленности. При этом к изделиям автомобильной промышленности в соответствии с указанным Общероссийским классификатором продукции относятся, в том числе агрегаты, узлы и детали легковых автомобилей.

Правилами по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19, установлен Перечень запасных частей и принадлежностей к транспортным средствам, подлежащих обязательному подтверждению соответствия (приложение N 14 к Правилам в редакции, действовавшей на момент подачи обществом ГТД, далее - Перечень).

В соответствии с пунктом 17 указанного Перечня обязательной сертификации подлежат детали и узлы подвески и рулевого привода автомобилей, в том числе амортизаторы, стойки подвески Макферсона.

Требования об обязательной сертификации запасных частей к транспортным средствам содержат и положения Федерального закона от 10.12.1995 N
196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, пунктом 1 статьи 15 которого прописано, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Из материалов дела следует и судами установлено, что при подаче обществом ГТД N 62178 сертификат соответствия на товар N 1 представлен не был, что им не оспаривается.

В соответствии с частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения заключается, в том числе и в бездействии лица - участника внешнеэкономической деятельности, выразившегося в неисполнении им публично-правовой обязанности по соблюдению запретов и ограничений неэкономического характера на ввоз товаров на территорию Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что общество не выполнило возложенную на него законодательством Российской Федерации обязанность, в связи с чем выводы судов обеих инстанций о том, что у таможенного органа имелись правовые основания для привлечения его к административной ответственности по вышеназванной норме
КоАП РФ, являются обоснованными.

Принимая во внимание, что доводы жалобы сводятся к иной, чем у суда оценке доказательств по делу, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они не учитываются судом кассационной инстанции при проверке законности принятых судебных актов.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 22.07.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 по делу N А51-8987/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Сумина Г.А.

Судьи:

Трофимова О.Н.

Шишова И.Ю.