Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2009 N Ф03-6591/2009 по делу N А51-6661/2009 Если перед проведением проверки руководство организации Министерства обороны РФ не было ознакомлено с планом проведения проверки с целью экологического контроля, постановления о привлечении к административной ответственности являются незаконными, независимо от того, совершено ли административное правонарушение или нет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2009 г. N Ф03-6591/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: Котиковой Г.В.

судей: Бруева Д.В., Филимоновой Е.П.

при участии

от Барабашской квартирно-эксплуатационной части - представитель не явился;

от управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю - Пильгун М.В., заместитель начальника по доверенности от 11.01.2009 N 1;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю

на решение от 06.08.2009

по делу N А51-6661/2009 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Фокина
А.А.

по заявлению Барабашской квартирно-эксплуатационной части

к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю

о признании незаконными и отмене постановлений

Барабашская квартирно-эксплуатационная часть (далее - Барабашская КЭЧ) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее - административный орган; управление) о признании незаконными и отмене постановлений от 28.04.2009 NN 20-Н/823-09, 24-Э/823-09, 25-Э/823-09, 19-В/823-09, 18-В/823-09, 27-А/823-09, 26-Э/823-09, 22-В/823-09, 23-В/823-09, 21-В/823-09.

Решением суда от 06.08.2009, заявленные требования удовлетворены в связи с тем, что административным органом допущены нарушения требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ), статьи 26.2 КоАП РФ и 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при оформлении актов проверок и протоколов об административном правонарушении.

В кассационной жалобе управление просит указанный судебный акт отменить и передать в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Как полагает заявитель жалобы, правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) не содержат порядка согласования внеплановых проверок объектов Вооруженных Сил РФ, а также то, что государственным инспектором не было допущено нарушений процессуального характера при составлении протоколов.

Барабашская квартирно-эксплуатационная часть извещена надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судом норм процессуального и материального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.

Как следует из материалов дела, административным органом проведена проверка Заказника федерального значения “Леопардовый“, вследствие чего выявлены факты нарушений природоохранного законодательства и
на основании рапорта от 18.03.2009 государственного инспектора Переверзева С.А. руководителем управления издано распоряжение от 20.03.2009 N 3 о проведении проверки Барабашской КЭЧ, без указания ее характера, в период с 23.03.2009 по 23.04.2009.

Проверка объектов Барабашской КЭЧ, расположенных на территории Заказника федерального значения “Леопардовый“ и лечебно-оздоровительной местности регионального значения “Ясное“, проведена управлением в названный период, о чем составлены акты проверок с указанием о проведении внеплановой проверки. Копия распоряжения N 3 о проведении проверки вручена 23.03.2009, но начальник КЭЧ с Планом проведения проверки ознакомлен не был.

По результатам проверки административным органом составлены протоколы об административном правонарушении по признакам состава правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.6, 8.1, 8.2, 8.13, 8.41 КоАП РФ, о чем 28.04.2009 вынесены постановления о назначении административного наказания, которыми Барабашская КЭЧ привлечена к административной ответственности в виде штрафов.

Суд, удовлетворяя заявленные Барабашской КЭЧ требования, правомерно исходил из следующего.

Пунктом 12 Правил государственного экологического контроля, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 53 (далее - Правила), установлен допуск должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль, на объекты Вооруженных Сил РФ.

Пункт 13 Правил предусматривает, что должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляя экологический контроль на объектах Вооруженных Сил РФ, перед проведением проверки должны ознакомить командование воинской части с планом ее проведения.

Оценивая представленные в деле доказательства, суд обоснованно пришел к выводу, что Барабашская КЭЧ является организацией Министерства обороны РФ и входит в состав Вооруженных Сил РФ, согласно статье 11, 12, пунктам 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ
“Об обороне“, Положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, а также Положению о Барабашской КЭЧ.

Судом установлено, что проверка объектов Барабашской КЭЧ должна быть произведена сотрудниками управления с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 12, 13 Правил, при этом вне зависимости от характера, указанный порядок не меняется.

Из изложенного следует, что установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для управления и его должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении, следовательно, несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, вне зависимости от того, совершено ли административное правонарушение. Таким образом, правомерно признаются судом не имеющими доказательственного значения названные акты проверок и протоколы об административном правонарушении.

Доводы заявителя жалобы основаны на ошибочном истолковании положений Правил государственного экологического контроля, поэтому подлежат отклонению.

На основании изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 06.08.2009 Арбитражного суда Приморского края по делу А51-6661/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Котикова Г.В.

Судьи

Бруев Д.В.

Филимонова Е.П.