Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.11.2009 N Ф03-5796/2009 по делу N А51-6010/2009 Налоговый орган не вправе принимать решение о взыскании пени в том случае, когда она была возвращена налогоплательщику.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 ноября 2009 г. N Ф03-5796/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: Брагиной Т.Г.

судей: Бруева Д.В., Котиковой Г.В.

при участии

от заявителя: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Приморскому краю - представитель не явился

от открытого акционерного общества “Арсеньевская авиационная компания “Прогресс“ им. Н.И. Сазыкина - представитель не явился

от третьего лица: Арсеньевского городского округа в лице Администрации Арсеньевского городского округа - представитель не явился

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Приморскому краю

на решение от 20.07.2009

по
делу N А51-6010/2009 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Н. Куприянова

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Приморскому краю

к открытому акционерному обществу “Арсеньевская авиационная компания “Прогресс“ им. Н.И. Сазыкина

о взыскании пени по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 2489304,51 руб.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества “Арсеньевская авиационная компания “Прогресс“ им. Н.И. Сазыкина (далее - ОАО ААК “Прогресс“, налогоплательщик, общество) пени по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 2489304,51 руб. К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Арсеньевский городской округ в лице Администрации Арсеньевского городского округа (далее - администрация).

Решением суда от 20.07.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на отсутствие правовых оснований для ее взыскания.

Законность, обоснованность судебного акта в апелляционном порядке не пересматривались.

Не согласившись с решением суда, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с нарушением судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

Заявитель, общество, администрация округа надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения
кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили. От общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения решение первой инстанции, считая его законным и обоснованным. Администрация отзыв на кассационную жалобу не представила.

Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для ее удовлетворения не установил.

Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом поводом для обращения Межрайонной ИФНС России N 4 по Приморскому краю в арбитражный суд послужил факт неисполнения налогоплательщиком требования от 08.10.2008 N 2780 об уплате пени в сумме 2489304,51 рублей и пропуск налоговым органом срока для принятия решения о ее взыскании.

Арбитражный суд, ссылаясь на положения статей 2, 11, 31, 45 - 48, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судом при рассмотрении настоящего спора было установлено, что налоговый орган обратился в суд за взысканием пени по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, начисленной за период с 01.01.2002 по 01.10.2002.

По мнению налогового органа, данное обстоятельство,
не лишает его права на обращение в суд с настоящим иском, поскольку задолженность по пене возникла в связи с исполнением вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края от 23.05.2007 по делу N А51-14553/2006, которым действия налогового органа по списанию пени, путем выставления инкассового поручения были признаны незаконными.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В рассматриваемом случае требование от 08.10.2008 N 2780 об уплате пени выставлено по иным основаниям, не предусмотренным статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пунктах 1 и 2 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банки, в которых открыты счета налогоплательщика, инкассовых поручений
налогового органа на списание и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Кодекса в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - организации, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Положения статей 46, 47 Кодекса применяются также при взыскании пеней и штрафов (пункты 9 и 10 статьи 46, пункт 8 статьи 47, пункт 8 статьи 69 Кодекса).

Порядок вынесения решений, регламентированный статьями статей 46, 47 Налогового кодекса РФ не предоставляет налоговому органу права на принятие решения о взыскании пени в том, случае когда она была возвращена налогоплательщику, в связи с чем следует
признать обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 20.07.2009 по делу N А51-6010/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.Г.Брагина

Судьи

Д.В.Бруев

Г.В.Котикова