Решения и постановления судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.11.2009 N Ф03-5751/2009 по делу N А37-1913/2008 Правомерно удовлетворен иск о взыскании основного долга по муниципальному контракту на предоставление услуг по вывозу жидких нечистот, так как заказчик лишь частично оплатил оказанные в спорный период исполнителем услуги.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 ноября 2009 г. N Ф03-5751/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: Суминой Г.А.

судей: Панченко И.С., Трофимовой О.Н.

при участии

от истца: ООО “Спецавтохозяйство“ - представитель не явился;

от администрации муниципального образования “Поселок Ягодное“ - представитель не явился;

от Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области - представитель не явился;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования “Поселок Ягодное“

на решение от 13.02.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009

по делу N А37-1913/2008

Арбитражного суда Магаданской области

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Сторчак Н.В., в
суде апелляционной инстанции судьи: Ротарь С.Б., Козлова Т.Д., Кустова Т.С.

по иску общества с ограниченной ответственностью “Спецавтохозяйство“

к администрации муниципального образования “Поселок Ягодное“

3-е лицо: Департамент цен и тарифов администрации Магаданской области

о взыскании 2 152 754, 35 руб.

Общество с ограниченной ответственностью “Спецавтохозяйство“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области, уточнив заявленные требования, с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования “Поселок Ягодное“ (далее - администрация) 1 488 324,05 руб. задолженности за предоставленные услуги по вывозу жидких нечистот от населения поселков “Ягодное“ и “Сенокосный“ за период с апреля по сентябрь включительно 2008 года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент цен и тарифов администрации Магаданской области (далее - Департамент).

Решением суда от 13.02.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009, исковые требования удовлетворены в полном объеме, с администрации взыскано 1 488 324,05 руб. задолженности.

Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе администрации, которая просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель жалобы указывает на то, что общество не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в связи с чем оснований для заключения муниципальных
контрактов не имелось, вместе с тем, во избежание экологической катастрофы администрация вынуждена была их заключить.

Отзывы общества и Департамента на кассационную жалобу не поступили.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не принимали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.

Как следует из материалов дела, между администрацией и обществом 02.04.2008, 01.07.2008 заключены муниципальные контракты соответственно N 23 и N 2 на предоставление услуг по вывозу жидких нечистот от населения муниципального образования “Поселок Ягодное“. Срок действия контракта от 02.04.2008 N 23 (пункт 6.1), с учетом протокола разногласий, установлен с 02.04.2008 по 30.06.2008, контракта от 01.07.2008 N 2 (пункт 6.1) - с 01.07.2008 по 31.12.2008.

Пунктами 1.1 вышеназванных контрактов предусмотрено, что в соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ заказчик размещает у единственного поставщика муниципальный заказ, относящийся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по вывозу жидких нечистот от населения поселков “Ягодное“ и “Сенокосный“
(вывоз жидких нечистот из выгребных ям спецавтотранспортом ООО “Спецавтохозяйство“).

Порядок расчетов по вышеуказанным контрактам определен разделами 3, в соответствии с которыми исполнитель до пятого числа, следующего за расчетным месяцем, предоставляет заказчику счет-фактуру на возмещение разницы между затратами и доходами от населения. Заказчик возмещает разницу путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение десяти дней после получения счета-фактуры. Окончательный расчет по контракту производится до 30.12.2008.

В период с апреля по сентябрь включительно 2008 года истец оказывал услуги по вывозу нечистот и ежемесячно выставлял счета-фактуры за выполненные работы от 30.04.2008 N 040028, от 31.05.2008 N 05002ж8, от 30.06.2008 N 06002ж8, от 31.07.2008 N 07002ж8, от 29.08.2008 N 08002ж8, от 30.09.2008 N 09002ж8 на общую сумму 3 052 754,35 рубля. Оказанные исполнителем услуги приняты заказчиком по актам от 30.04.2008, от 31.05.2008, от 30.06.2008, от 31.07.2008, от 29.08.2008, от 30.09.2008, подписанным уполномоченными лицами сторон. Данные акты скреплены круглыми печатями сторон и имеют ссылку на отсутствие у заказчика претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.

Оплата выполненных обществом работ произведена администрацией частично на сумму 900 000 рублей (платежное поручение от 06.06.2008 N 440).

Неоднократно направленные исполнителем в адрес заказчика претензии с требованием оплаты задолженности оставлены последним без удовлетворения. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с
настоящим иском в арбитражный суд, который, удовлетворяя исковые требования, исходил из следующего.

Выполнение работ по вышеназванным сделкам регулируется положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о подряде и его разновидностях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 названного Кодекса. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Стоимость выполняемых исполнителем работ определена пунктом 2.2 муниципального контракта от 02.04.2008 N 23 и пунктом 2.3.4 муниципального контракта от 01.07.2008 N 2.

В силу пункта 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом в согласованный
срок.

Арбитражным судом обеих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что общество надлежащим образом исполнило свои обязательства по муниципальным контрактам в части оказания услуг по вывозу жидких нечистот от населения поселков “Ягодное“ и “Сенокосный“, о чем свидетельствуют акты выполненных в период с апреля по сентябрь 2008 года работ.

В материалах дела содержатся подписанные уполномоченными лицами сторон акты сверок взаимных расчетов по состоянию на 22.08.2008 на сумму 1 414 612,27 рубля, на 01.10.2008 - 2 152 754,35 рубля (том 1, л.д. 49 - 50), которыми также подтверждается факт оказания исполнителем услуг в спорный период и частичная оплата заказчиком выполненных работ.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).

Согласно условиям муниципальных контрактов истцом предоставлены в период с апреля по сентябрь 2008 года услуги на сумму 2 152 754,35 рубля, оплата ответчиком произведена в размере 900 000 рублей.

Таким образом, требования истца о взыскании 1 488 324,05 рубля задолженности за оказанные услуги правомерно удовлетворены судом обеих инстанций за счет казны муниципального образования “Поселок Ягодное“ в лице администрации муниципального образования “Поселок Ягодное“ (пункт 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Довод кассационной жалобы о том,
что у общества отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в связи с чем оснований для заключения муниципальных контрактов не имелось, вместе с тем, во избежание экологической катастрофы администрация вынуждена была их заключить правового значения не имеет, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Кроме того, данные договоры в установленном законодательством порядке не оспорены и не признаны недействительными.

Суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда и постановления суда апелляционной инстанции, правильно применивших нормы материального и процессуального права, и для удовлетворения кассационной жалобы, учитывая, что ее доводы направлены на переоценку исследованных судом обеих инстанций доказательств дела и установленных на их основе обстоятельств, следовательно, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ такие доводы подлежат отклонению.

Администрацией муниципального образования “Поселок Ягодное“ при подаче кассационной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 1 000 руб. (платежное поручение N 532 от 16.09.2009), между тем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы местного самоуправления при обращении в арбитражный суд освобождены от
уплаты государственной пошлины. Уплаченная администрацией государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 286 - 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 13.02.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по делу N А37-1913/2008 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета администрации муниципального образования “Поселок Ягодное“ государственную пошлину в сумме 1 000 руб., уплаченную при подаче кассационной жалобы.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья:

Г.А.Сумина

Судьи:

И.С.Панченко

О.Н.Трофимова