Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.10.2009 N Ф03-5351/2009 по делу N А73-4623/2008 В удовлетворении иска о взыскании расходов, связанных с предоставлением проезда в общественном транспорте льготным категориям граждан, отказано правомерно, поскольку представленный в обоснование своих требований расчет не отражает фактические затраты истца на транспортное обслуживание рассматриваемой категории граждан и не позволяет получить достоверные данные о размере образовавшихся у него убытков.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2009 г. N Ф03-5351/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: В.А. Гребенщиковой

судей: Н.А. Комиссаровой, З.А. Вяткиной

при участии

от истца: муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска “Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1“ - нач. планово - экономического отдела Сидоренко О.Н. по доверенности от 14.08.2009 N 156; юрисконсульт юрид. отдела Токмина С.А. по доверенности от 18.05.2009 N 841; юрисконсульт юрид. отдела Петряшина Е.В. по доверенности от 08.04.2009 N 569

от ответчиков: Министерства финансов Хабаровского края - зам. нач. юрид. службы Белоножко Т.Г. по доверенности от
30.06.2008 N 19-06/1077; Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю - специалист 1 разряда Федорчук А.Р. по доверенности от 26.01.2009 б/н

от третьего лица: Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - зам. нач. отдела правового обеспечения Таран Л.П. по доверенности от 20.06.2008 N 5578-12

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска “Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1“

на решение от 07.05.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009

по делу N А73-4623/2008 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.Н. Лесникова, в апелляционном суде - судьи А.А. Тихоненко, Л.Г. Малышева, Т.С. Кустова

по иску муниципального унитарного предприятия г.Хабаровска “Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1“

к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю

третьи лица: Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Управление социальной защиты населения Администрации г.Хабаровска

о взыскании 22 652 700 руб.

Муниципальное унитарное предприятие г.Хабаровска “Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании расходов в сумме 14 392 200 руб. (с учетом уточнений), связанных с предоставлением проезда в общественном транспорте льготным категориям граждан, имеющих право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте за период с 01.02.2005 по 30.06.2005.

В качестве правового основания иска МУП г.Хабаровска “Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1“ сослалось на пункт 5 статьи 790 ГК РФ.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Хабаровского края и Управление социальной защиты населения
Администрации г.Хабаровска.

Решением от 20.08.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008, в удовлетворении исковых требований истцу отказано в полном объеме. Судебные акты мотивированы отсутствием доказательств, подтверждающих размер убытков МУП г.Хабаровска “ХПАТП N 1“ за спорный период.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.02.2009 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края в связи с необходимостью уточнения расчета иска по категориям льготников, а также определения надлежащего публично - правового образования по финансированию спорных расходов.

10.07.2008 истец обратился с ходатайством об исключении из числа ответчиков Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (т. 2, л.д. 1), которое арбитражным судом первой инстанции рассмотрено и удовлетворено.

При новом рассмотрении спора решением от 07.05.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.07.2009, муниципальному унитарному предприятию г.Хабаровска “Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1“ в иске к Министерству финансов Хабаровского края вновь отказано.

Не согласившись с принятыми по делу решением от 07.05.2009 и постановлением апелляционного суда от 09.07.2009, МУП г.Хабаровска “ХПАТП N 1“ в кассационной жалобе просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.

Представители МУП г.Хабаровска “ХПАТП N 1“ в заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы жалобы в полном объеме.

Министерство финансов Хабаровского края в возражениях на жалобу истца и через своего представителя выразило согласие с вынесенными в рамках настоящего
дела решением от 07.05.2009 и постановлением апелляционного суда от 09.07.2009, полагая их законными и обоснованными.

Министерство социальной защиты населения Хабаровского края выразило аналогичную позицию по делу, просило оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционного суда.

Управление социальной защиты населения Администрации г.Хабаровска, надлежаще извещенное о времени и месте слушания жалобы, явку своих представителей в суд не обеспечило.

Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых решения от 07.05.2009 и постановления апелляционного суда от 09.07.2009, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП г. Хабаровска “ХПАТП N 1“ в период с 01.02.2005 по 30.06.2005 осуществляло бесплатную перевозку в общественном транспорте льготных категорий граждан на основании Закона Хабаровского края от 29.12.2004 N 225 “О краевой целевой программе “Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год“ и соглашения от 01.02.2005, заключенного с Управлением социальной защиты населения администрации города.

Платежными поручениями от 21.02.2005 N 674, от 02.03.2005 N 783, от 16.03.2005 N 1023, от 28.03.2005 N 1268, от 28.03.2005 N 1269, от 06.05.2005 N 2514, от 30.06.2005 N 4271 Управление социальной защиты населения Администрации г.Хабаровска профинансировало предприятие на указанные цели на общую сумму 41 274 652, 87 руб.

Истец, полагая, что ему не в полном объеме возмещены затраты, связанные с перевозкой льготной категории граждан, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Повторно отказывая истцу в удовлетворении его требований, арбитражные суды исследовали все имеющие значение для дела обстоятельства, дали им надлежащую оценку и правильно
применили нормы права.

Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случае, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии со статьями 16 и 1069 настоящего Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу пункта 2 статьи 15 этого же Кодекса под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.

Вместе с тем, как правомерно указали арбитражные суды первой и второй инстанций, представленный унитарным предприятием в обоснование своих расходов расчет не отражает фактические затраты истца на транспортное обслуживание рассматриваемой категории граждан и не позволяет получить достоверные данные о размере образовавшихся у него убытков.

Так в соответствии с пунктом 4 Порядка реализации на территории Хабаровского края мероприятий краевой целевой программы “Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми,
малоимущих и других категорий граждан на 2005 год“, утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 28.03.2005 N 63 и действовавшего в спорный период, организации, оказывающие льготные услуги населению, обязаны осуществлять учет льготников по законам, численности и категориям, затратам по источникам финансирования в разрезе каждого мероприятия, ежемесячно направлять отчеты в администрации городов и районов края для возмещения выпадающих доходов, ежемесячно проводить сверку списков льготников по категориям и суммам, по результатам которой составляется акт.

Между тем ни один из поименованных выше документов истцом в материалы дела не представлен.

Не представлено МУП г.Хабаровска “ХПАТП N 1“ в ходе судебного разбирательства и необходимых по правилам статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, а также пункта 31 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.06.2003 N 153 первичных учетных документов, их отражения в бухгалтерском учете предприятия и раскрытии в бухгалтерской отчетности.

При таких обстоятельствах, поскольку унитарное предприятие не доказало в соответствии со статьей 65 АПК РФ факт понесенных им убытков в заявленном размере, отказ в иске МУП г.Хабаровска “ХПАТП N 1“ к Министерству финансов Хабаровского края следует признать правомерным.

Доказательств иного материалы дела не содержат.

Доводы МУП г.Хабаровска “ХПАТП N 1“, изложенные им в обоснование жалобы, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку являлись предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции и апелляционном суде, им дана надлежащая правовая оценка.

Поскольку судебными инстанциями всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам и правильно применены нормы материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для
отмены решения арбитражного суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 07.05.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 по делу N А73-4623/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

В.А.Гребенщикова

Судьи:

Н.А.Комиссарова

З.А.Вяткина