Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.10.2009 N Ф03-5313/2009 по делу N А51-12420/2008 Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер. В связи с чем неприменение в рассматриваемом случае льготной процентной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2009 г. N Ф03-5313/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего: Л.К.Кургузовой

судей: Т.Г.Брагиной, Д.В.Бруева

при участии

от заявителя: ЗАО “Исток-АБ“ - Малиновский К.Ю. - представитель, дов. б/н от 17.01.2008, Приженникова Д.А. - представитель, дов. б/н от 22.07.2009

от ответчика: ИФНС России по Первомайскому району г.Владивостока - представитель не явился

от третьего лица:

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Владивостока

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009

по делу N А51-12420/2008

Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья:
Л.А.Куделинская, в апелляционном суде судьи: З.Д.Бац, О.Ю.Еремеева, Е.Л.Сидорович

по заявлению Закрытого акционерного общества “Исток-АБ“

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Владивостока

о признании недействительным решения

Закрытое акционерное общество “Исток-АБ“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 30.09.2008 N 09-16647/1048ДСП.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.02.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 решение суда изменено, решение налогового органа признано недействительным.

Не согласившись с постановлением апелляционного суда, инспекция по налогам и сборам обратилась в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. По мнению инспекции, новые ставки сбора, установленные Федеральным законом от 29.11.2007 N 285-ФЗ “О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 29.11.2007 N 285-ФЗ), с учетом официального опубликования закона, применяются с 05.01.2008 и положения этого закона обратную силу не имеют. Поскольку обществом разрешение на добычу водных биологических ресурсов получено до 05.01.2008, сумма сбора исчисляется по ставкам, действовавшим на момент выдачи указанного разрешения.

В судебном заседании представители общества против доводов жалобы возражали, просили постановление апелляционного суда оставить без изменения.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Владивостока надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав в судебном заседании пояснения представителей общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный
суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.

Как следует из материалов дела, обществом получены разрешения серии ПР N 042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2-2008-Р на добычу (вылов) водных биологических биоресурсов, согласно которым в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ в период с 01.01.2008 по 01.02.2008 разрешен вылов креветки северной - 60 тн. по каждому разрешению.

В период с 08.05.2008 по 08.08.2008 инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная налоговая проверка представленных обществом уточненных сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов по разрешениям серии ПР N 042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2-2008-Р, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 333.4 НК РФ обществом неправомерно уменьшен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в бюджет на сумму 606 000 руб.

По результатам проверки составлен акт проверки N 09-6981/1099ДСП от 22.08.2008 и принято решение от 30.09.2008 N 09-16647/1048ДСП об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и в уменьшении сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 126 900 руб. Этим же решением обществу доначислен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 479 100 руб. и пени, исчисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ, за несвоевременную уплату налогов (сборов).

Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Судами обеих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что между сторонами отсутствует спор о принадлежности общества к
категории рыбохозяйственных организаций в целях главы 25.1 НК РФ.

Отказывая в удовлетворении требований общества, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что изменения, внесенные в главу 25.1 НК РФ, распространяются только на разрешения на вылов ВБР, выданные после 05.01.2008, в связи с чем налогоплательщик не мог применять 15% ставку сбора за пользование ВБР в рамках разрешений от 22.12.2007 серии ПР N 042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2-2008-Р.

Апелляционный суд, изменяя решение суда, обоснованно исходил из следующего.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ одним из основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов является платность использования водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому любое использование указанных водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сумма сбора исчисляется по ставкам сбора, установленным в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ. При этом пунктом 7 названной статьи для рыбохозяйственных организаций установлена льготная ставка сбора в размере 15 процентов общих ставок сбора при условии соблюдения критериев, установленных указанным пунктом.

Из пункта 7 статьи 333.3 НК РФ (в редакции Федерального закона N 285-ФЗ) не следует, что критерием для получения рыбохозяйственной организацией права на применение льготной 15 процентной ставки сбора является дата получения разрешения на добычу (вылов) ВБР.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.

Следовательно, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что
неприменение данной льготы к заявителю в рассматриваемой ситуации противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения.

Апелляционным судом установлено, что разрешения серии ПР N 042982 1-2008-Р, серии ПР N 042983 2-2008-Р получены обществом 22.12.2007, то есть до вступления в силу Федерального закона N 285-ФЗ. Вместе с тем представление уточненных сведений о полученном разрешении в налоговый орган и уплата регулярных платежей по данному разрешению осуществлялись после вступления в силу изменений, внесенных в пункт 7 статьи 333.3 НК РФ, предусматривающих применение рыбохозяйственными организациями льготной ставки сбора.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно подтвердил право общества исчислить сумму сбора по ставкам, действовавшим на дату представления уточненных сведений о полученных разрешениях серии ПР N 042982 1-2008-Р, серии ПР N 042983 2-2008-Р на добычу (вылов) ВБР.

Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда и не подтверждают неправильного применения судом правовых норм.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 по делу N А51-12420/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Л.К.Кургузова

Судьи

Т.Г.Брагина

Д.В.Бруев