Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.07.2009 N Ф03-3083/2009 по делу N А24-5024/2008 Заявление о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления обществу сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов удовлетворено правомерно, поскольку сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов взимается не за оформление и выдачу разрешения на добычу (вылов) биоресурсов, а за фактическое пользование такими ресурсами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2009 г. N Ф03-3083/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатскому краю

на решение от 29.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009

по делу N А24-5024/2008

Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Сокра-флот“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатскому краю

о признании недействительным решения от 26.06.2008 N 07-34/539

Общество с ограниченной ответственностью “Сокра-флот“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании
недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 26.06.2008 N 07-34/539 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления обществу сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 1 375 205 руб.

Решением суда от 29.12.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение налогового органа в части доначисления обществу сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 1 375 205 руб. признано недействительным.

Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе инспекции, которая просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, так как судом обеих инстанций неправильно применены нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, суд неправомерно распространил действие нормы пункта 7 статьи 333.3 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) к возникшим правоотношениям.

Общество в отзыве на жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству, кассационную жалобу - без удовлетворения; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участие в судебном заседании суда кассационной инстанции не принимало.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых судебных актов.

Как следует из материалов дела, общество в 2008 году осуществляло промысел водных биологических ресурсов (далее - ВБР) на основании выданного Северо-восточным территориальным управлением Росрыболовства России разрешения от
28.12.2007 N 70/2008, предоставляющего обществу право в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 произвести промысел 562200 тн минтая, 118405 тн трески тихоокеанской, 12510 тн бычков, 150740 тн терпуга и 95475 тн камбалы. Первоначальный разовый 10 процентный взнос уплачен обществом согласно платежному поручению от 26.12.2007 N 341.

Первоначальные сведения о полученном разрешении представлены заявителем в налоговый орган 10.01.2008, что не оспаривается налоговым органом на странице 1 оспариваемого решения. Сумма сбора к уплате в бюджет составила 1 614 267 руб.

Уточненные сведения N 1 по разрешению N 70/2008 представлены обществом в инспекцию 18.02.2008, согласно которым исчисленная сумма сбора уменьшена на 1 372 127 руб. и составила 242 140 руб.

Уточненные сведения N 2 по разрешению N 70/2008 представлены обществом в налоговый орган 20.02.2008, согласно которым исчисленная сумма сбора уменьшена по сравнению с уточненными сведениями N 1 на 3 078 руб. и составила 239 062 руб.

Из обстоятельств рассматриваемого дела следует, что уточненные сведения представлены обществом в налоговый орган в связи с применением пониженной ставки сбора за пользование объектами ВБР (15 процентов) на основании Федерального закона от 29.11.2007 N 285-ФЗ “О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 285-ФЗ).

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанных уточненных сведений, результаты которой отражены в акте камеральной налоговой проверки от 15.05.2008 N 07-35/2153.

По результатам рассмотрения акта и материалов налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 26.06.2008 N 07-34/539, в соответствии с которым в привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения отказано на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ.

Этим же решением обществу
доначислен сбор за пользование объектами ВБР в размере 1 375 205 руб. В обоснование принятого решения налоговый орган указал, что Федеральный закон N 285-ФЗ вступил в силу 05.01.2008 после официального опубликования в “Российской газете“ за 05.12.2007 N 272. Учитывая, что в разрешении N 70/2008 на добычу (вылов) объектов ВБР срок промысла указан с 01.01.2008 по 31.12.2008, то есть на момент выдачи разрешения данная льгота еще не установлена, у общества отсутствует право на применение пониженной ставки сбора за пользование объектами ВБР в размере 15 процентов от установленных ставок этого сбора. В связи с этим инспекция доначислила обществу сбор в размере 1 375 205 руб. как разницу между суммой сбора, указанной в первоначальных сведениях (1 614 267 руб.), и суммой сбора, указанной в уточненных сведениях (239 062 руб.). Кроме того, налоговый орган указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 333.4 НК РФ в редакции Федерального закона N 285-ФЗ, сумма сбора должна определяться на дату начала действия разрешения, то есть на 01.01.2008.

Не согласившись с доначислением сбора в сумме 1 375 205 руб., общество обратилось в арбитражный суд, который на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, и правомерно признал решение инспекции в обжалуемой части недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.

В соответствии с Федеральным законом N 285-ФЗ пункт 7 статьи 333.3 НК РФ изложен в следующей редакции: ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый
Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

В целях настоящей главы рыбохозяйственными организациями признаются организации, осуществляющие добычу (вылов) водных биологических ресурсов и (или) их первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации добытых (выловленных) объектов водных биологических ресурсов и (или) произведенной рыбной продукции составляет не менее 70 процентов.

Таким образом, пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ для рыбохозяйственных организаций установлена льготная ставка сбора в размере 15 процентов общих ставок сбора.

Арбитражными судами установлено, что между сторонами отсутствует спор о принадлежности заявителя к категории рыбохозяйственных организаций в целях главы 25.1 Кодекса.

Статьей 2 Федерального закона N 285-ФЗ установлено, что закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Текст вышеназванного закона опубликован в “Российской газете“ от 05.12.2007 N 272, следовательно, Федеральный закон N 285-ФЗ вступает в силу 05.01.2008.

Согласно пункту 2 статьи 333.4 НК РФ (в первоначальной редакции) сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4 - 7 статьи 333.3 настоящего Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов.

Федеральным законом N 285-ФЗ пункт 2 статьи 333.4 дополнен словами “на дату начала срока действия разрешения“.

Из
изложенного следует, что первоначальная редакция вышеназванного пункта статьи 333.4 НК РФ не предусматривала обязанность плательщика сбора рассчитывать сумму сбора по ставкам, установленным на дату начала срока действия разрешения.

Следовательно, арбитражным судом обеих инстанций сделан правильный вывод о том, что в первоначальной редакции данной нормы отсутствовало указание о том, что ставки сбора определяются на дату начала срока действия разрешения, что не исключает возможности исчисления суммы сбора по ставкам, установленным на дату представления сведений о полученном разрешении на добычу (вылов) ВБР.

Также судами правомерно применен пункт 7 статьи 3 НК РФ, предусматривающий, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Поскольку пункт 2 статьи 333.4 НК РФ в редакции Федерального закона N 285-ФЗ в спорном случае устанавливает новую обязанность для общества в виде необходимости определять сумму сбора за пользование объектами ВБР на дату начала срока действия разрешения и в этой части ухудшает положение заявителя по сравнению с прежней редакцией данной нормы права, то судами сделан правомерный вывод о том, что новая редакция пункта 2 статьи 333.4 НК РФ не применима к спорным правоотношениям.

Арбитражными судами установлено, что разрешение N 70/2008 получено обществом 28.12.2007, то
есть до вступления в силу Федерального закона N 285-ФЗ. Сведения об указанном разрешении представлены обществом в налоговый орган 10.01.2008 в пределах 10-дневного срока, установленного пунктом 2 статьи 333.7 НК РФ - после вступления в силу изменений, внесенных в пункт 7 статьи 333.3 НК РФ, предусматривающих применение рыбохозяйственными организациями льготной ставки сбора.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд обеих инстанций обоснованно подтвердил право общества исчислить сумму сбора по ставкам, действовавшим на дату представления сведений о разрешении N 70/2008 на добычу (вылов) ВБР, полученное до вступления в силу Федерального закона N 285-ФЗ.

При этом суды правомерно отметили противоречивость оспариваемого решения налогового органа, поскольку инспекция считает возможным применить новую редакцию пункта 2 статьи 333.4 НК РФ в части определения суммы сбора на дату начала срока действия разрешения, но в то же время, полагает неправомерным применение обществом пункта 7 статьи 333.3 НК РФ, изложенного в новой редакции согласно Федеральному закону N 285-ФЗ, в части применения пониженных ставок сбора.

Как установлено арбитражными судами, разрешение N 70/2008 выдано на основании приказа Госкомрыболовства России от 17.12.2007 N 70, которым распределены квоты добычи (вылова) ВБР для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Дальневосточном бассейне на 2008 год.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ одним из основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов является платность использования водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому любое использование указанных водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Следовательно, сбор
за пользование объектами ВБР взимается не за оформление и выдачу разрешения на добычу (вылов) биоресурсов, а за фактическое пользование такими ресурсами.

Сумма сбора исчисляется по ставкам сбора, установленным в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ. При этом пунктом 7 названной статьи для рыбохозяйственных организаций установлена льготная ставка сбора в размере 15 процентов общих ставок сбора при условии соблюдения критериев, установленных указанным пунктом.

Из пункта 7 статьи 333.3 НК РФ (в редакции Федерального закона N 285-ФЗ) не следует, что критерием для получения рыбохозяйственной организацией права на применение льготной 15 процентной ставки сбора является дата получения разрешения на добычу (вылов) ВБР.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.

Следовательно, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что применение указанной льготной ставки сбора только к тем рыбохозяйственным организациям, которые получили разрешение на добычу (вылов) ВБР 05.01.2008 и позднее, носит индивидуальный характер и ставит их в неравное (преимущественное) положение по отношению к рыбохозяйственным организациям, получившим такие разрешения на 2008 год в период до 05.01.2008, но при этом обязанным представить расчет суммы подлежащего уплате сбора в период действия льгот, что противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения, сформулированному в пункте 1 статьи 3 НК РФ.

Учитывая вышеизложенное, арбитражные суды правомерно признали решение инспекции в части доначисления обществу сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 1 375 205 руб. недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными
судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 29.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу N А24-5024/2008 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.