Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.07.2009 N Ф03-3033/2009 по делу N А51-8593/2008 Заявление о признании незаконными действий таможенного органа по списанию денежных средств и возложении обязанности по их возврату правомерно удовлетворено частично, поскольку данные средства являются остатком суммы авансовых платежей, внесенных обществом на счет таможенного органа, и общество в установленный законом срок обратилось за их возвратом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2009 г. N Ф03-3033/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Находкинской таможни

на решение от 15.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009

по делу N А51-8593/2008 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению открытого акционерного общества “Хорлес-Трейдинг“

к Находкинской таможне

о признании незаконными действий таможенного органа и об обязании возвратить 262025,75 руб. и 6851,12 долларов США

Открытое акционерное общество “Хорлес-Трейдинг“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом его уточнения) о признании незаконными действий Находкинской таможни (далее
- таможня, таможенный орган) по списанию денежных средств в сумме 262 025,75 руб. и 6 851,12 долларов США и обязать возвратить указанные средства.

Решением суда от 15.12.2008, остановленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия таможни по списанию в доход федерального бюджета авансовых платежей в сумме 174 623,25 руб. и обязал таможенный орган возвратить данную сумму обществу. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Удовлетворяя требования общества, обе судебные инстанции пришли к выводу о том, что сумма 174 623,25 руб. является остатком авансовых платежей, внесенных обществом на счет таможенного органа до 01.01.2005, следовательно, узнав в 2007 году о наличии такой переплаты, общество правомерно в установленный законодательством срок обратилось за их возвратом, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в возврате данной суммы и списания их в доход федерального бюджета.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения требований общества, таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права, в связи с чем просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, таможенным органом были допущены технические ошибки при занесении денежных средств в лицевой счет общества, что привело к необоснованному остатку авансовых платежей на счете общества, но данные обстоятельства стали известны таможне уже после вынесения судебных актов по данному делу. В связи с этим заявитель жалобы считает, что суд неполно выяснил все обстоятельства по делу, не
установил фактический остаток авансовых платежей, что привело к принятию незаконных судебных актов.

Общество в отзыве на кассационную жалобу, его представители в суде кассационной инстанции отклоняют доводы таможни, считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в Находкинскую таможню с письмом N 52 от 09.08.2007 о проведении сверки взаиморасчетов. Письмом от 16.08.2007 N 10-15/11105 таможня представила обществу отчет, согласно которому в таможне осталось 262 025,75 руб. и 6 851,12 долларов США - денежных средств общества.

07.09.2007, 05.10.2007 общество обращалось в таможенный орган за возвратом авансовых платежей, но получило отказ. 07.04.2008 и 31.05.2008 общество вновь обратилось в таможню по вопросу сверки взаиморасчетов. Письмом 10-14/9884 от 01.07.2008 таможня сообщила, что сумма, указанная в первом акте сверки, списана в доход федерального бюджета.

Считая действия таможенного органа незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд удовлетворил заявленные требования только в сумме 174 623,25 руб. и именно в этой сумме оспариваются принятые по делу судебные акты. Сумма 174 623,25 руб. списана таможней с расчетного счета общества в доход федерального бюджета платежным поручением N 160 от 29.08.2008.

Судом обеих инстанций установлено, что сумма 174 623,25 руб. (173 346,66 + 1277,19 руб.) является суммой авансовых платежей, уплаченных обществом на счет таможенного органа за период с 2005 по 2007 гг., а также до 01.01.2005.

Подтвердив путем акта
сверки их точную сумму в 2007 году, общество в 2007 году обратилось за их взысканием сначала в таможенный орган, а 11.08.2008 в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 330 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи (пункт 3 статьи 330 ТК РФ).

Взыскание на авансовые платежи может быть обращено таможней только в соответствии со статьей 353 ТК РФ, что в данном случае отсутствует.

Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным ТК РФ, если заявление об их возврате подано в течение 3-х лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа (пункт 5 статьи 330 ТК РФ).

Исходя из вышеизложенного, арбитражным судом обеих инстанций правомерно установлено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Авансовые платежи являются собственностью внесшего их лица. При этом правом на списание неизрасходованных авансовых платежей в федеральный бюджет таможенные органы не наделены, срок нахождения денежных средств на счетах (в кассе) таможенного органа каким-либо определенным сроком не ограничен. Следовательно, истечение трехгодичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счет (в кассу) таможенного органа не изменяет правовой режим денежных средств, не
является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими.

Пресекательный срок в три года установлен законодателем для подачи заявления о возврате авансовых платежей. Исчисление трехгодичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счет таможенного органа не изменяет правовой режим денежных средств, не является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими.

Перечисление неизрасходованных авансовых платежей в федеральный бюджет предусмотрено пунктом 8.21 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса РФ, относящихся к таможенным платежам, утвержденных распоряжением Государственного таможенного комитета от 27.11.2003 N 647-р. Однако вышеназванные Методические указания противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: положению пункта 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, статье 330 Таможенного кодекса РФ, и согласно пунктам 2, 3 статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подлежат применению в данном деле.

При таких обстоятельствах внесенные обществом авансовые платежи перечислены таможней в федеральный бюджет при отсутствии к тому законных оснований, в качестве которых не могут быть приняты ссылки на противоречащие закону положения незаконных нормативных правовых актов.

Довод заявителя кассационной жалобы о пропуске обществом трехлетнего срока для обращения с заявлением об их возврате, был предметом рассмотрения суда обеих инстанций и получил надлежащую правовую оценку. Каких-либо иных доводов кассационная жалоба не содержит. Фактически жалоба направлена на иную оценку обстоятельств, установленных арбитражным судом, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.

При изложенных
выше обстоятельствах основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворению кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, не имеются.

Руководствуясь статьями 286 - 289, 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 15.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 по делу А51-8593/2008 Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Меры по приостановлению исполнения судебных актов, принятые согласно определению Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.06.2009 по данному делу, отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.