Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.05.2009 N Ф03-1726/2009 по делу N А59-3714/2008 В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, правомерно отказано, поскольку обществом нарушены правила безопасности систем газораспределения и газопотребления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2009 г. N Ф03-1726/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Областного открытого акционерного общества “Сахалиноблгаз“

на решение от 30.10.2008

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2009

по делу N А59-3714/2008

Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению Областного открытого акционерного общества “Сахалиноблгаз“

к Управлению по технологическому и экологическому надзору по Сахалинской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

Областное открытое акционерное общество “Сахалиноблгаз“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по технологическому
и экологическому надзору по Сахалинской области (далее - управление, административный орган) от 11.09.2008 N 000749, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 30.10.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на наличие в действия общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. В отзыве на кассационную жалобу управление просит решение суда, постановление апелляционного суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, в период с 26 по 29 августа 2008 года государственным инспектором Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Сахалинской области проведена целевая проверка работы по техническому диагностированию подземных стальных газопроводов, эксплуатируемых ОАО “Сахалиноблгаз“, в ходе которой установлены следующие нарушения: отсутствие сведений (на день проверки) о проведении диагностики стальных подземных газопроводов, которые эксплуатируются сорок и более лет после ввода их в эксплуатацию; не представлены заключения экспертиз о техническом состоянии газопроводов, утвержденных Управлением по технологическому и
экологическому надзору Ростехнадзора по Сахалинской области в установленном порядке; отсутствие документов, выданных экспертной организацией о продлении ресурса эксплуатации газопроводов и установления срока последующего проведения технического диагностирования; не представлен план-график на 2008 год, согласованный с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Сахалинской области, диагностирования стальных газопроводов до истечения нормативного срока их эксплуатации.

По результатам проверки составлен акт - предписание N 13/27 от 29.08.2008 об устранении указанных нарушений в срок до 16.10.2008.

02.09.2008 административным органом в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 000749 и 11.09.2008 принято постановление N 000749 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества вменяемого ему состава административного правонарушения, поскольку материалами дела подтверждается факт нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ от 21.07.1997 N 116-ФЗ (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

К категории опасных производственных объектов в соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 Приложения N 1 относятся объекты, на
которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися, и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.

Судом установлено, что ООАО “Сахалиноблгаз“ осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта “Сеть газоснабжения г.Оха“, расположенного в городе Охе и МО ГО Охинский.

В ходе проведения проверки состояния промышленной безопасности на объекте “Сеть газоснабжения г.Оха“ административным органом установлено нарушение подпункта 9 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ и пунктов 5.5.2, 5.5.7, 5.5.8 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9 (далее - Правила безопасности).

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, в том числе допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.

Согласно пункту 5.5.1 Правил безопасности техническое диагностирование осуществляется с целью определения технического состояния газопровода и установления ресурса его дальнейшей эксплуатации на основании проведенной экспертизы.

Диагностирование должно проводиться по истечении 40 лет для стальных наземных в обваловании, подземных, а также 50 лет для полиэтиленовых газопроводов после ввода их в эксплуатацию. Решение о проведении работ по диагностированию или реконструкции (замене) газопровода принимается собственником газораспределительной сети (пункт 5.5.2 Правил безопасности).

В силу пункта 5.5.3 планы-графики диагностирования газопроводов составляются за 6 мес. до истечения нормативного срока их эксплуатации и согласовываются с
территориальным органом Госгортехнадзора России.

Пунктом 5.5.7 Правил безопасности установлено, что продление ресурса эксплуатации газопровода и установление срока последующего проведения технического диагностирования газопровода определяются экспертной организацией.

По результатам диагностирования составляется заключение экспертизы, содержащее ресурс безопасной эксплуатации газопровода и мероприятия по ремонту или его замене. Заключение экспертизы о техническом состоянии газопровода утверждается территориальным органом Госгортехнадзора России в установленном порядке (пункт 5.5.8 Правил безопасности).

Судом установлено, что на балансовом учете общества находятся подземные газопроводы протяженностью 157,2 км., срок эксплуатации которых превысил 40 лет, доказательства принятия решения о проведении работ по диагностированию указанных газопроводов и проведения диагностирования, план-график диагностирования газопроводов отсутствуют. Факт непринятия обществом решения о необходимости проведения диагностирования заявителем не оспаривается.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных арбитражным судом обстоятельств дела, что недопустимо в силу статьи 286 АПК РФ. Судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали фактические обстоятельства и материалы дела, дали им надлежащую правовую оценку. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.

Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 30.10.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2009 по делу N А59-3714/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.