Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.05.2009 N Ф03-1987/2009 по делу N А73-13859/2008 При подаче декларантом временной или полной таможенной декларации сбором облагаются действия таможни по таможенному оформлению товара, следовательно, сбор подлежит однократной уплате.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2009 г. N Ф03-1987/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Ванинской таможни

на решение от 13.01.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009

по делу N А73-13859/2008 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Хабаровская Топливная Компания“

к Ванинской таможне

о признании незаконными действий

Общество с ограниченной ответственностью “Хабаровская Топливная Компания“ (далее - общество, ООО “ХТК“) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконными действий Ванинской таможни (далее - таможня, таможенный орган),
выразившихся в отказе последней произвести возврат (зачет) излишне уплаченных за период с 01.09.2005 по 30.09.2008 таможенных сборов в сумме 21 776 000 руб., и об обязании таможенного органа произвести зачет указанной суммы в счет уплаты предстоящих таможенных платежей.

Решением суда от 13.01.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009, заявленные требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на то, что, поскольку общество уплатило таможенные сборы при представлении временных таможенных деклараций, то у него отсутствовала обязанность повторно уплачивать сборы за таможенное оформление одного и того же товара, заявленного в том же таможенном режиме при подаче полных таможенных деклараций.

Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе таможни, которая просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального права, а именно: статей 357.6, 357.7, 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ, Кодекс), и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает, что в связи с тем, что ООО “ХТК“ в рамках процедуры временного периодического декларирования как декларант обязано подавать временную и полную декларацию на вывозимый с таможенной территории товар, а таможенные органы в пределах своей компетенции обязаны оказывать “публичную услугу“, выражающуюся в принятии, проверке и оформлении двух таможенных деклараций, то и уплата таможенного сбора должна осуществляться дважды.

Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклоняют и просят оставить ее без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.

Таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, участие своего представителя в
судебном заседании не обеспечила.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, общество при вывозе с таможенной территории Российской Федерации нефтепродуктов в режиме экспорта в период с 01.09.2005 по 31.08.2008 представило в таможенный орган 276 временных таможенных деклараций, уплатив таможенные сборы в сумме 21 964 500 руб. При подаче полных таможенных деклараций на этот же товар таможней вновь начислены таможенные сборы в сумме 21 776 000 руб. за таможенное оформление, которые общество также уплатило.

Общество, посчитав, что у него отсутствовала обязанность по уплате таможенных сборов в сумме 21 776 000 руб., обратилось 03.10.2008 в таможенный орган с заявлением N 2836 о возврате указанных денежных средств как излишне уплаченных.

Таможня письмом от 05.11.2008 N 08-07/5398 отказала в возврате таможенных сборов в указанной сумме в связи с отсутствием факта их излишней уплаты.

Общество не согласилось с названными действиями таможни и обжаловало их в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемых действий таможенного органа. При этом суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта
1 статьи 357.7 Кодекса таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

В силу положений пункта 1 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 ТК РФ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

При этом, по смыслу пункта 1 статьи 137 Кодекса, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременении и ухудшению положения таких декларантов.

Кроме того, пункт
7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании (после представления временной декларации и уплаты сбора), а не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.

В силу изложенного арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит однократной уплате.

При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что при временном декларировании экспортируемого товара общество уплатило таможенные сборы в надлежащем размере, что не оспаривается таможенным органом.

При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии у ООО “ХТК“ обязанности повторной уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче полных таможенных деклараций и о том, что фактически уплаченный при их подаче сбор в сумме 21 776 000 руб. является излишне уплаченным, следует признать правомерным, основанным на правильном толковании норм права, в связи с чем довод таможенного органа о нарушении судами норм материального права судом кассационной инстанции во внимание не принимается как ошибочный.

Довод заявителя жалобы о том, что, поскольку обществом дважды подавались таможенные декларации: временная и полная в отношении вывозимого товара, то и таможенные сборы за их оформление также подлежат уплате дважды, также является ошибочным и во внимание судом кассационной инстанции не принимается как противоречащий вышеуказанным нормам права и
правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, соответственно, в Постановлении от 08.07.2008 N 4574/08 и Определении от 07.11.2008 N 631-0-0, согласно которой подача полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы таможенного органа.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 13.01.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 по делу N А73-13859/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.