Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.04.2009 N Ф03-1741/2009 по делу N А73-12039/2008 Иск о взыскании пени за просрочку доставки груза правомерно удовлетворен частично, поскольку железнодорожный перевозчик не доказал готовность подачи вагонов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2009 г. N Ф03-1741/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“

на решение от 31.12.2008

по делу N А73-12039/2008

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску открытого акционерного общества “Восточный порт“

к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“

о взыскании 271 185 руб. 30 коп.

Открытое акционерное общество “Восточный порт“ (далее - ОАО “Восточный порт“) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“) о взыскании 271 185 руб.
30 коп. пени за просрочку доставки груза по накладным от 05.01.2008 NN ЭК 747121, ЭК 747928, ЭК 747997, ЭК 747397, ЭК 747292, ЭК 747079.

Решением суда от 31.12.2008 исковые требования удовлетворены частично в сумме 180 руб. 00 коп. с учетом применения положений статьи 333 ГК РФ. В остальной части иска отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Законность принятого по делу судебного акта проверяется судом по кассационной жалобе ОАО “РЖД“, в которой заявитель просит его отменить как незаконное и необоснованное.

ОАО “РЖД“ в обоснование жалобы указало, что вагоны простаивали на станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, так как уведомил его о прибытии вагона в соответствии со статьей 34 УЖТ РФ и условиями договора N 392. Не соответствует также фактическим обстоятельствам дела вывод суда относительно завышенного количества подаваемых в сутки вагонов, установленных договором N 392 на эксплуатацию подъездного пути необщего пользования, так как названным договором количество вагонов, подаваемых в сутки, не предусмотрено, а технический паспорт подъездных путей содержит информацию о перерабатывающей способности подъездных путей и договором не является. Поэтому считает, что вывод суда о просрочке и удовлетворение иска не соответствующим статьям 39, 97 УЖТ РФ.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО “Восточный порт“ не согласилось с доводами ответчика, изложенными в кассационной жалобе, считая выводы суда соответствующими материалам дела и закону, просило оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

ОАО “РЖД“, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной
жалобе, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что вагоны NN 64721988, 64663610, 67397901, 67236851, 68775477, 67296061 с грузом - уголь битуминозный прочий и уголь каменный марки ДОМСШ по накладным NN ЭК 747121, ЭК 747928, ЭК 747997, ЭК 747397, ЭК 747292, ЭК 747079 прибыли на станцию назначения Находка-Восточная согласно календарного штемпеля станции 14.01.2008, поданы под выгрузку 02.02.2008 в соответствии с памяткой приемосдатчика N 833299.

Согласно указанным накладным срок доставки груза истекает 23.01.2008. Просрочка доставки груза составила 10 суток в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения РФ N 27 от 18.06.2003 (далее - Правила N 27).

ОАО “Восточный порт“ на основании статей 793, 799 ГК РФ, статей 33, 97 УЖТ РФ начислило пени за просрочку доставки груза в сумме 271 185 руб. 30 коп. и предъявило претензию ответчику от 05.12.2008 N СОЖД-112/И/08.

ОАО “РЖД“ письмом от 11.03.2008 N НФП-8459-8462/2008 оставило претензию без удовлетворения, ссылаясь на Правила N 27, статью 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“, обосновав свою позицию тем, что вагоны простаивали на путях станции по вине ОАО “Восточный порт“ ввиду неприема под выгрузку на объявленное время подачи.

Несогласие ОАО “РЖД“ перечислить указанную сумму явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.

Разрешая спор, суд на основе имеющихся в деле доказательств, установил просрочку доставки указанных вагонов 10 суток, проверил расчет пени и руководствуясь положениями статьей 33, 97 УЖТ РФ и пунктом 10
Правил N 27 удовлетворил требования истца, снизив размер взыскиваемой неустойки, с учетом применения положений статьи 333 ГК РФ, до 180 000 руб. 00 коп.

В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, в арбитражном суде не могут подтверждаться иными доказательствами.

Исходя из норм статьи 33 УЖТ РФ, грузы считаются доставленными в срок в случае их прибытия до истечения нормативного срока доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов для выгрузки произошла вследствие зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

Составление такого акта предусмотрено пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (Правила N 26). В силу статьи 119 УЖТ РФ акт подтверждает обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе пеней за просрочку доставки грузов.

Представленный ответчиком в обоснование задержки подачи вагонов под выгрузку по вине грузополучателя акт общей формы от 16.01.2008 N 2/680336 не принят судом в качестве доказательства по делу, как не подтверждающий наличие законных оснований для освобождения перевозчика от ответственности за нарушения срока доставки груза, истекающего 23.01.2008.

Поскольку ОАО “РЖД“ не доказало готовность подачи вагонов и невозможность их подачи грузополучателю в установленный договором срок, а именно 23.01.2008, вывод суда об удовлетворении исковых требований соответствует статьям 33, 97 УЖТ РФ.

В этой связи доводы жалобы о неправильном применении норм материального права не подтверждаются материалами дела.

Нарушений норм процессуального права, в том числе, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи
288 АПК РФ, судом не допущено, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение 31.12.2008 по делу N А73-12039/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.