Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 по делу N А55-18909/2008 По делу о признании незаконными действий Территориального управления, выразившихся в возврате заявления о предоставлении в собственность общества земельного участка, обязании принять решение о предоставлении данного земельного участка в собственность и направить проект договора купли-продажи земельного участка.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2009 г. по делу N А55-18909/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2009 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Засыпкиной Т.С.,

судей Марчик Н.Ю., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,

с участием:

от заявителя - Осипова Е.С., доверенность от 25 декабря 2008 г.;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области - Овсепян Г.В., доверенность от 11 ноября 2008 г. N 653,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,

на
решение Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2009 г.

по делу N А55-18909/2008 (судья Стенина А.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“, г. Чапаевск,

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,

о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“ (далее - ООО “Чапаевский силикатный завод“, заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения - л.д. 34 - 36) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - Территориальное управление) о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, выразившихся в возврате заявления о предоставлении в собственность ООО “Чапаевский силикатный завод“ земельного участка, площадью 36 192,00 кв. м, кадастровый номер 63:10:0208005:2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, д. 1, и обязании принять решение о предоставлении заявителю в собственность указанного земельного участка и направить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2009 г. заявленные требования удовлетворены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в полном объеме выполнены требования законодательства и заинтересованному лицу представлены все необходимые документы согласно перечню, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 октября 2007 г. N 370; действия Территориального управления по возврату документов в связи с нелегитимностью кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка незаконны.

Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе указывает, что письмом
от 26 декабря 2008 г. N 24/2418 Территориальным управлением были возвращены документы ООО “Чапаевский силикатный завод“ и сообщено о том, что 10 декабря 2008 г. Правительством Самарской области издано постановление N 473 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области“, которым утверждена новая кадастровая оценка земельных участков г.о. Чапаевск.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, указанная в представленном ООО “Чапаевский силикатный завод“ кадастровом паспорте земельного участка, в настоящее время является нелегитимной.

Согласно п. 3 постановления оно вступило в законную силу в течение 10 дней с момента опубликования, в Самаре данный акт был опубликован 13 декабря 2008 г. в “Волжской коммуне“.

В судебном заседании представитель Территориального управления доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель заявителя с доводами жалобы не согласен, просит решение суда изменить путем указания площади испрашиваемого земельного участка.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению.

Заявитель является собственником объектов недвижимости (здание (трансформаторная подстанция), здание для охранников и грузчиков, здание (цех лицевого кирпича), расположенных на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, д. 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 13 октября 2003 г. серия 63-АА N 945803, N 945802, N 945808 (л.д. 10 - 12).

14 мая 2004 г. между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Самарской области (в настоящее время - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области) и Обществом заключен договор N 49-2004/09 аренды земельного участка, кадастровый номер
63:10:0208005:0002, площадью 36 192,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, д. 1, который зарегистрирован в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним “Самарская областная регистрационная палата“ (л.д. 13).

Из материалов дела следует, что право собственности на испрашиваемый заявителем земельный участок, кадастровый номер 63:10:0208005:0002, принадлежит Российской Федерации (л.д. 13), в связи с чем полномочия по распоряжению испрашиваемым земельным участком принадлежат Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области.

30 июля 2008 г. Общество обратилось в Территориальное управление с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка, площадью 36 192 кв. м, кадастровый номер 63:10:0208005:0002, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя, с приложением пакета документов (л.д. 14 - 16).

Письмом от 17 сентября 2008 г. N 24/2414 Территориальное управление ответило, что для принятия решения о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность ООО “Чапаевский силикатный завод“ необходимо устранить ряд замечаний и предоставить в адрес Территориального управления 3 экземпляра оригинала либо нотариально заверенные копии кадастрового паспорта вышеуказанного земельного участка (л.д. 17 - 18).

ООО “Чапаевский силикатный завод“ устранило замечания и 29 октября 2008 г. направило в адрес Территориального управления 3 экземпляра нотариально заверенной копии кадастрового паспорта земельного участка от 22 октября 2008 г., кадастровый номер 63:10:0208005:2 (л.д. 19).

Письмом от 26 декабря 2008 г. N 24/2418 Территориальное управление возвратило документы заявителю без исполнения в связи с тем, что кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка, указанная в представленном кадастровом паспорте, является нелегитимной (л.д. 37 - 38).

Суд первой инстанции правильно указал в решении на
то, что при наличии зарегистрированного права собственности ООО “Чапаевский силикатный завод“ на объекты недвижимого имущества вопросы предоставления земельного участка под названными объектами регулируются ст. 36 ЗК РФ.

Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ установлено, что гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11).

Таким образом, исключительное право на приватизацию вышеуказанного земельного участка имеет ООО “Чапаевский силикатный завод“ как собственник расположенных на нем объектов недвижимости.

Согласно п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного
самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Судом первой инстанции правильно установлено, что заявителем в полном объеме выполнены требования законодательства и Территориальному управлению представлены все необходимые документы согласно перечню, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 октября 2007 г. N 370.

Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент обращения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка) установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в
арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

Возвращая представленные заявителем документы без исполнения по причине нелегитимности кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка, Территориальное управление не выполнило требования законодательства, возложенные на него при поступлении таких заявлений.

10 декабря 2008 г. Правительством Самарской области издано постановление N 473 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области“, которым утверждена новая кадастровая оценка земельных участков г.о. Чапаевск.

В соответствии с п. 3 указанного постановления оно вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Источник публикации - “Волжская коммуна“ N 6, 18 декабря 2008 г. (г.о. Чапаевск).

Указанным постановлением не предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, т.е. не имеет обратной силы.

Территориальное управление возвратило документы до вступления в силу указанного постановления на территории г.о. Чапаевск.

При этом арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить, что необходимый перечень документов для оформления права собственности на земельный участок заявителем предоставлен до принятия указанного постановления.

Таким образом, на момент возникновения правоотношений между заявителем и Территориальным управлением действующее законодательство предусматривало кадастровую стоимость, которая указана в кадастровом плане, представленном Обществом 30 июля 2008 г.

С учетом изложенного ссылка Территориального управления в апелляционной жалобе на нелегитимность кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка, является несостоятельной.

Разногласия при заключении договора купли-продажи земельного участка подлежат рассмотрению в соответствии с действующим гражданским и земельным законодательством.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемыми действиями Территориального управления нарушаются права и законные интересы заявителя
как собственника объектов недвижимости и требования ст. 36 ЗК РФ.

Глава 24 АПК РФ устанавливает общий принцип, которым руководствуется арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - защита нарушенных законных прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 г. N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя, вследствие чего судом правомерно принято решение об удовлетворении заявленных требований ООО “Чапаевский силикатный завод“, которым суд признал незаконными действия Территориального управления, выразившееся в возврате заявления о предоставлении в собственность земельного участка, кадастровый номер 63:10:0208005:2.

Кроме того, суд первой инстанции обязал Территориальное управление в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, кадастровый номер 63:10:0208005:2, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Чапаевск, ул. Силикатная, д. 1, и направить проект договора купли-продажи.

Наличие данной обязанности у Территориального управления обусловлено положениями п. 6 ст. 36 ЗК РФ.

Из
материалов дела следует, что испрашиваемый в рамках настоящего дела земельный участок прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:10:0208005:0002.

Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела кадастровым планом испрашиваемого земельного участка, площадью 36 192 кв. м, от 04 марта 2003 г. N 132, кадастровым паспортом земельного участка от 22 октября 2008 г. N 63-00-102/08-420915, в которых указан кадастровый номер участка 63:10:02 08 005:0002, т.е. тот же номер, который указан в заявке на приватизацию земельного участка (л.д. 14 - 16), а также в договоре аренды земельного участка от 14 мая 2004 г. N 49-2004/09. Указанные документы приобщены к материалам дела в заседании арбитражного апелляционного суда.

В силу п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только сформированные земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Следовательно, принятие решения о предоставлении земельного участка возможно лишь после соблюдения предусмотренной законом процедуры по формированию земельного участка, в том числе по определению размера и границ земельного участка, межевания и государственного кадастрового учета.

Таким образом, при удовлетворении требований о признании решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об отказе в заключении договора купли-продажи земельных участков незаконными с указанием на устранение нарушения путем обязания направить проект договора купли-продажи земельного участка, в резолютивной части судебного акта необходимо указывать объект договора - идентифицированный земельный участок с указанием его местонахождения, кадастрового номера и площади земельного участка. Цена выкупаемого земельного участка должна быть указана при наличии между сторонами спора о цене имущества.

В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент принятия судебного акта)
исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

При таких обстоятельствах, в связи с неправильным применением норм материального права, согласно п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение суда первой инстанции следует изменить.

Абзацы второй и третий резолютивной части решения от 13 февраля 2009 г. изложить в следующей редакции:

“Признать незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, выразившиеся в возврате заявления о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“ земельного участка, площадью 36 192,00 кв. м, кадастровый номер 63:10:0208005:2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, 1.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“ путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“ земельного участка, площадью 36 192,00 кв. м, кадастровый номер 63:10:0208005:2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, 1 и направления проекта договора купли-продажи в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка.“.

В остальной части решение суда следует оставить без изменения.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2009 г. по делу N А55-18909/2008 изменить.

Абзацы второй и третий резолютивной части решения от 13 февраля 2009 г. изложить в следующей редакции:

“Признать незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, выразившиеся в возврате заявления о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“ земельного участка, площадью 36 192,00 кв. м, кадастровый номер 63:10:0208005:2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, 1.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“ путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью “Чапаевский силикатный завод“ земельного участка, площадью 36 192,00 кв. м, кадастровый номер 63:10:0208005:2, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Силикатная, 1 и направления проекта договора купли-продажи в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка.“.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий

Т.С.ЗАСЫПКИНА

Судьи

Н.Ю.МАРЧИК

И.С.ДРАГОЦЕННОВА