Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.03.2009 N Ф03-818/2009 по делу N А51-1694/2008 Поскольку судом установлено, что до завершения организационно-правовых мероприятий, связанных с преобразованием города в закрытое административно-территориальное образование, отсутствуют правовые основания для возникновения права собственности на спорные объекты недвижимости, правомерно признано недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности на административные здания и нежилые помещения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2009 г. N Ф03-818/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа ЗАТО г.Большой Камень

на решение от 30.07.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008

по делу N А51-1694/2008 Арбитражного суда Приморского края

по иску Администрации Шкотовского муниципального района Приморского края

к Администрации городского округа ЗАТО г.Большой Камень, Большекаменскому отделу Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю

о признании недействительным зарегистрированного права

Администрация Шкотовского муниципального района Приморского края обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Большекаменскому отделу Управления
Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, Администрации городского округа закрытое административно - территориальное образование г.Большой Камень о признании недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности за муниципальным образованием городской округ закрытое административно - территориальное образование Большой Камень на административное здание по адресу: г.Большой Камень, ул.Карла Маркса, 4, здание Центральной районной больницы по адресу: г.Большой Камень, ул.Зеленая, 3, нежилые помещения прокуратуры по адресу: г.Большой Камень, ул.Карла Маркса, 4-а.

В качестве правового основания иска Администрация Шкотовского муниципального района Приморского края сослалась на статьи 166 - 168 ГК РФ.

До рассмотрения спора по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просил признать недействительным зарегистрированное право МО городского округа ЗАТО г. Большой Камень в отношении спорного недвижимого имущества.

В порядке статьи 47 АПК РФ арбитражным судом с согласия истца произведена замена ответчика по делу - Большекаменского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю на Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю.

Решением от 30.07.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008, исковое требование Администрации Шкотовского муниципального района Приморского края удовлетворено. Зарегистрированное право муниципальной собственности городского округа закрытое административно - территориальное образование г. Большой Камень на спорное недвижимое имущество признано судами недействительным.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация городского округа закрытое административно - территориальное образование г.Большой Камень в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права.

По мнению заявителя жалобы, поскольку особый правовой режим закрытого административно - территориального образования исключает возможность нахождения на его территории органов местного самоуправления иного муниципального образования, не имеющего отношения к
самому ЗАТО, поэтому спорное недвижимое имущество, расположенное на территории ЗАТО г. Большой Камень, не может использоваться для осуществления функций МО Шкотовский муниципальный район.

Считает, что принятое арбитражным судом решение от 30.07.2008 лишает кассатора экономической основы местного самоуправления, что нарушает реализацию конституционных прав и законных интересов органов местного самоуправления городского округа ЗАТО г. Большой Камень.

Представитель Администрации городского округа ЗАТО г.Большой Камень в судебном заседании кассационной инстанции поддержала доводы жалобы в полном объеме.

Администрация Шкотовского муниципального района Приморского края в отзыве на кассационную жалобу и через своих представителей в заседании суда выразила согласие с принятыми по делу судебными актами, полагая их законными и обоснованными.

Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых решения от 30.07.2008 и постановления апелляционного суда от 03.12.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22.09.1989 N 12666-XI рабочий поселок Большой Камень Шкотовского района отнесен к категории городов краевого подчинения и передан в административное подчинение Большекаменскому городскому Совету народных депутатов.

Указом Президента Российской Федерации от 19.07.1996 N 1043 “О преобразовании города Большой Камень Приморского края в закрытое административно - территориальное образование“ город Большой Камень преобразован в закрытое административно - территориальное образование - город Большой Камень, которое выведено из состава территории Шкотовского муниципального района.

Во исполнение пункта 4 указанного выше Указа Президента Российской Федерации Законом Приморского края от 11.07.1997 N 92-КЗ “О разграничении муниципальной собственности“ предприняты меры по разграничению объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями Шкотовский муниципальный район и ЗАТО г.Большой Камень.

Определением Верховного Суда
Российской Федерации от 11.09.1998 Закон Приморского края от 11.07.1997 N 92-КЗ признан недействительным.

Постановлением Думы Приморского края от 27.10.1998 N 227 создана комиссия по разграничению муниципальной собственности между муниципальными образованиями Шкотовский муниципальный район и ЗАТО г.Большой Камень, работа которой завершена не была.

По результатам проведенной в 2006 году Счетной палатой Российской Федерации проверки, установившей отсутствие разрешения вопроса о разграничении собственности между двумя муниципальными образованиями, проведено совместное совещание глав Администраций городского округа ЗАТО Большой Камень и Шкотовского муниципального района, в ходе которого выработаны меры, необходимые для разграничения муниципальной собственности между поименованными выше муниципальными образованиями, которые отражены в протоколе совместного совещания от 02.11.2006.

Письмом Большекаменского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю от 20.12.2007 N 25-35624.12.2007 Администрация Шкотовского муниципального района Приморского края получила извещение о зарегистрированном праве муниципальной собственности на спорное недвижимое имущество за ЗАТО г.Большой Камень.

Истец считая, что спорное имущество находится в его собственности, вследствие чего у ответчика (ЗАТО г.Большой Камень) не имелось правовых оснований для внесения спорных объектов недвижимости в реестр и регистрации права собственности, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование истца, арбитражные суды первой и второй инстанций исходили из отсутствия факта разделения имущества Шкотовского муниципального района Приморского края и вновь созданного муниципального образования ЗАТО г.Большой Камень.

Так согласно пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 19.07.1996 N 1043 Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Приморского края надлежало провести необходимые организационно - правовые мероприятия, связанные с преобразованием г.Большой Камень в ЗАТО, в том числе решить вопрос о разграничении собственности.

Вместе с тем, рассматривая настоящий спор, судебными инстанциями установлено, что ответчик без
учета мнения истца и в нарушение содержания данного Указа Президента Российской Федерации внес в реестр и зарегистрировал право собственности на спорные объекты по территориальному признаку, без проведения необходимых мер по разграничению спорного недвижимого имущества и передачи его в установленном законом порядке муниципальному образованию ЗАТО г.Большой Камень.

Кроме того, закрытым административно - территориальным образованием г.Большой Камень в силу статьи 65 АПК РФ не представлено суду доказательств, свидетельствующих о волеизъявлении истца, направленного на передачу в муниципальную собственность вновь созданного закрытого административно - территориального образования спорного недвижимого имущества, либо того, что Администрация Шкотовского муниципального района Приморского края отказалась от своего права на данное имущество в пользу ответчика.

В этой связи судебными инстанциями сделан вывод об отсутствии правовых оснований для возникновения права собственности ЗАТО г.Большой Камень на спорные объекты недвижимого имущества до завершения организационно - правовых мероприятий, связанных с преобразованием г.Большой Камень Приморского края в закрытое административно - территориальное образование.

С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения жалобы Администрации городского округа ЗАТО г.Большой Камень и отмены принятых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 30.07.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу N А51-1694/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.