Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.02.2009 N Ф03-348/2009 по делу N А51-7953/2008 Нарушение обществом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2009 г. N Ф03-348/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 11 февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Дальпиво“

на решение от 09.09.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008

по делу N А51-7953/2008

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению открытого акционерного общества “Дальпиво“

к региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе

о признании незаконным и отмене постановления N А/31608-F/08-115 от 08.07.2008

Открытое акционерное общество “Дальпиво“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления регионального
отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее - региональное отделение ФСФР России, административный орган) N А/31608-F/08-115 от 08.07.2008.

Решением суда от 09.09.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на доказанность факта нарушения обществом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, в связи с чем признано правомерным привлечение его к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за данное правонарушение.

Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, которое просит их отменить, производство по делу прекратить. Заявитель жалобы полагает, что акт о непоступлении корреспонденции в региональное отделение ФСФР России от 10.06.2008, послуживший основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, обществу не направлялся, на него нет ссылок ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении наказания, следовательно, он не является доказательством события правонарушения. Таким доказательством мог бы быть протокол об административном правонарушении, но, по мнению заявителя жалобы, протокол, в данном случае, также не может служить доказательством события либо состава вменяемого ему правонарушения, поскольку составлен 11.06.2008, то есть спустя месяц после его выявления. Также заявитель жалобы считает, что ответственность за непредставление информации в регистрирующий орган должен нести исполнительный орган общества в лице генерального директора, на которого в соответствии с приказом N 3П от 10.01.2008 возложена такая обязанность, а не общество, которое приняло все зависящие от него меры для соблюдения Закона в виде издания соответствующего приказа.

Региональное отделение ФСФР России в отзыве на
жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит жалобу оставить без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.

Общество и региональное отделение ФСФР России надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, однако участие своих представителей в судебном заседании не обеспечили.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, 10.06.2008 должностными лицами отдела административно-технического обеспечения РО ФСФР России в Дальневосточном федеральном округе, осуществляющего прием, регистрацию и учет поступающей почтовой корреспонденции, составлен акт о том, что в период с 01.04.2008 по 15.05.2008 в РО ФСФР России в ДФО не поступал список аффилированных лиц ОАО “Дальпиво“ за 1 квартал 2008 года. 11.06.2008 по факту непредставления в регистрирующий орган в установленный срок списка аффилированных лиц в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг, по результатам рассмотрения которого административным органом 08.07.2008 вынесено постановление о привлечении его к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.

Общество, не согласившись с указанным постановлением, оспорило его в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных им требований, правомерно исходил из следующего.

Согласно пункту 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ общество обязано вести учет своих аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 8.5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по
финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение), акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц. В соответствии с пунктом 8.5.3 Положения акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного периода.

Несоблюдение упомянутого срока является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.

Материалами дела установлено, что общество в нарушение поименованных выше норм права не представило в регистрирующий орган в установленный срок - не позднее 15.05.2008, список аффилированных лиц за 1 квартал 2008 года, в связи с чем суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в его действиях содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, и на этом основании признали правомерным привлечение общества к административной ответственности за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг

Довод заявителя жалобы о том, что акт о непоступлении корреспонденции в региональное отделение ФСФР России от 10.06.2008, послуживший основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, обществу не направлялся, на него нет ссылок ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении наказания, и поэтому он не является доказательством события правонарушения, судом кассационной инстанции отклоняется как необоснованный.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном
правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Судом установлено, что факт нарушения обществом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, выразившийся в непредставлении в регистрирующий орган в установленный срок - не позднее 15.05.2008, списка аффилированных лиц за 1 квартал 2008 года подтвержден не только актом от 10.06.2008, зафиксировавшим сам факт непоступления в регистрирующей орган спорной корреспонденции в указанный период времени, а также протоколом об административном правонарушении от 11.06.2008, в котором в числе других сведений содержится информация относительно события административного правонарушения.

Довод общества о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, установленного статьей 28.5 КоАП РФ, поэтому он не может являться надлежащим доказательством по делу, судом кассационной инстанции также отклоняется, поскольку в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье является несущественным недостатком протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

Так как нарушение срока составления протокола об административном правонарушении
является несущественным недостатком, который не повлиял на его содержание, протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, то суды правомерно приняли такой протокол в качестве доказательства по делу.

Кассационная инстанция также отклоняет как не основанный на Законе довод заявителя жалобы о том, что надлежащим субъектом вмененного обществу правонарушения является не общество, а его генеральный директор.

Так, пунктом 4 статьи 93 Федерального закона “Об акционерных обществах“ обязанность вести учет своих аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации возложена на акционерные общества. По смыслу пункта 8.5.1 Положения именно акционерные общества несут обязанность по раскрытию информации об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.

Кроме того, как следует из содержания части 3 статьи 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В связи с изложенным оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 09.09.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 по делу N А51-7953/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.