Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 04.12.2009 по делу N А35-4722/09-С14 Поскольку документы на алкогольную продукцию, подтверждающие легальность ее производства и оборота, не находились непосредственно в торговой точке в момент проверки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, а также о доказанности налоговым органом выявленных нарушений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2009 г. по делу N А35-4722/09-С14

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Тандер“ на решение Арбитражного суда Курской области от 23.06.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 г. по делу N А35-4722/09-С14,

установил:

закрытое акционерное общество “Тандер“ (далее - ЗАО “Тандер“, общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Курску (далее по тексту - ИФНС России по г. Курску) от 15.05.2009 г. N 000176.

Решением Арбитражного суда Курской области от 23.06.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением
Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 г. решение Арбитражного суда Курской области от 23.06.2009 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе закрытое акционерное общество “Тандер“ просит отменить названные судебные акты и принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Постановление Правительства Российской Федерации N 55 от 19.01.1998 (в редакции от 27.03.2007, а не в редакции от 23.07.2007).

Как видно из материалов дела, ИФНС России по г. Курску в акте от 13.04.2009 г. N 000147 и протоколе об административном правонарушении 06.05.2009 г. N 000103 зафиксирован факт непредставления ЗАО “Тандер“ на момент проведения инспекцией проверки исполнения требований законодательства Российской Федерации, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции в магазине “Магнит“, расположенном по адресу: г. Курск, ул. Заводская, д. 27, следующих документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции: на реализуемую алкогольную продукцию - слабоалкогольный напиток со вкусом “Куба либре“ крепость 7%, емкость 0,33 л., дата розлива 22.07.08 г., на момент проверки не были представлены товарно-транспортная накладная, сертификат соответствия; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной; на алкогольную продукцию - водка особая “Медовуха Майская“ крепость 40%, емкость 0,5 л.; ликер десертный “Волшебный танец“ крепость 18%, емкость 0,5 л; вино “Каравай сарай“ крепость 10 - 12%, емкость 0,75 л; вино “Молоко любимой женщины“ крепость 9,5%, емкость 0,75 л. на момент проверки не были предъявлены сертификаты соответствия, что является нарушением ст. 10.2, п. 2 ст. 16, ст. 26 Федерального
закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, требований п. 139 “Правил продажи отдельных видов товаров“, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 г. (в редакции от 23.07.07 г.), Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 864 “О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию“.

Не представленные в ходе проверки (13.04.2009 г.) документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, были представлены директором ЗАО “Тандер“ Черкашиной Н.В. в инспекцию 14.04.2009 г.

Выявленные нарушения были квалифицированы ИФНС России по г. Курску по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в связи с чем ЗАО “Тандер“ постановлением от 15.05.2009 г. N 000176 привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением инспекции, ЗАО “Тандер“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (в редакции, действовавшей на момент проверки; далее - Федеральный закон N 171-ФЗ от 22.11.1995 г.), оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3) справка к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ);

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей
продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

Норма аналогичного содержания закреплена в пункте 139 “Правил продажи отдельных видов товаров“, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 г. (в редакции, действовавшей на момент проверки).

В силу пункта 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В соответствии с подпунктом 1 и 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ, производство, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также их поставка и (или) розничная продажа осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий. При этом запрещается производство, оборот, поставка и розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Закона.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в данной сфере деятельности.

Из совокупности норм, изложенных в пунктах 2, 11, 12, 139 “Правил продажи отдельных видов товаров“, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 г. (в редакции, действовавшей в момент проверки и принятия оспариваемого постановления), вытекает обязанность продавца (под которым понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи) своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую
возможность правильного выбора товаров, в том числе - в отношении алкогольной продукции - обязанность продавца по требованию покупателя предоставить ему возможность ознакомления с документами, подтверждающими легальность производства и оборота, качество алкогольной продукции и ее соответствие установленным стандартам: с сертификатом или декларацией о соответствии, товарно-транспортной накладной, копией справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции, копией справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории РФ.

Своевременность и доступность представления указанных документов для покупателя должна обеспечиваться наличием указанных документов в торговой точке и возможностью незамедлительного представления указанных документов продавцом по первому требованию любого из покупателей. Необеспечение продавцом указанных требований является нарушением “Правил продажи отдельных видов товаров“, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998 г.

Ответственность за осуществление розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Как установлено судом, на момент проведения инспекцией проверки в магазине ЗАО “Тандер“ отсутствовали сертификаты соответствия, ТТН и справки к ТТН на реализуемую алкогольную продукцию, но все эти документы были представлены налоговому органу на следующий день.

Таким образом, указанные документы на алкогольную продукцию, подтверждающие легальность ее производства и оборота, не находились непосредственно в торговой точке в момент проверки, что подтверждено
судом на основании имеющихся в материалах дела доказательств, а именно, акта проверки от 13.04.2009 г. N 000147, протокола об административном правонарушении от 06.05.2009 г. N 0001031, протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 13.04.2009 г., объяснительной директора магазина “Магнит“ Черкашиной Н.В. от 13.04.2009 г. и не оспаривается обществом.

При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, а также о доказанности налоговым органом выявленных нарушений.

Отсутствие каких-либо других документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, налоговым органом обществу не вменялось. В этой связи довод заявителя кассационной жалобы о неправильной квалификации налоговым органом и судом совершенного обществом административного правонарушения, подлежит отклонению, как основанный на неправильном применении норм материального права и не соответствующий фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.

Доводы общества о том, что дело было неправомерно рассмотрено в отсутствие представителей общества, так как налоговый орган на момент вынесения оспариваемого постановления не располагал доказательствами извещения общества о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, не основаны на доказательственной базе, носят предположительный характер, впервые заявлены на стадии кассационного производства, поэтому подлежат отклонению.

Правовая оценка судов первой и апелляционной инстанций соответствует нормам действующего законодательства, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ст. 287 АПК Российской Федерации не имеется.

В силу изложенного, принятые судебные акты, как соответствующие нормам материального и процессуального права, надлежит оставить без изменения, а кассационную жалобу -
без удовлетворения.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 23.06.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 г. по делу N А35-4722/09-С14 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Тандер“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.