Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.10.2009 по делу N А51-12565/2009 Признано незаконным требование таможенного органа об уплате таможенных платежей по грузовой таможенной декларации, поскольку основой для доначисления таможенных платежей, предъявленных к оплате, послужил не фактический объем вывезенного товара, а объем, рассчитанный таможней арифметическим путем по методу, отличному от метода, примененного декларантом, и не установленному законом.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 октября 2009 г. по делу N А51-12565/2009

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании 12.10.09 дело по заявлению закрытого акционерного общества “Артель старателей Тернейлесстрой“

к Находкинской таможне

о признании незаконным требования от 16.07.09 N 602 по ГТД N 10714030/210708/0000905,

установил:

Закрытое акционерное общество “Артель старателей Тернейлесстрой“ (далее по тексту - заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным требования Находкинской таможни (далее по тексту - таможня, таможенный орган) от 16.07.09 N 602 об уплате таможенных платежей по ГТД N 10714030/210708/0000905.

Общество в судебном заседании заявленные требования поддержало в полном объеме, ссылаясь на то, что декларант правомерно
исчислил объем вывозимого лесоматериала, руководствуясь требованиями ГОСТ 2292-88, согласно которому у деловых сортиментов диаметр измеряют без учета коры, в то время как после выпуска товара таможня произвела расчет объема вывезенных на экспорт лесоматериалов на основании Отраслевого стандарта N 13-43-79 (далее - ОСТ 13-43-79) - метода, который не был аттестован метрологической службой в установленном законом порядке, что противоречит требованиям Закона РФ от 27.04.1993 N 4871-1 “Об обеспечении единства технических измерений“.

Заявитель считает, что расчет объема лесоматериалов, произведенный с нарушением требований закона, не мог послужить основанием для доначисления таможенных платежей и выставления требования об их уплате, тем более, что таможня не представила каких-либо документов, содержащих фактические измерения спорного товара или применение установленных законом методов измерения.

Общество считает, что оспариваемое требование нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, поскольку возлагает незаконную обязанность по уплате значительной суммы денежных средств.

Таможенный орган требования общества не признал, представил отзыв на заявление, и указал, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2007 N 75 для всех товаров позиции 4403 ТН ВЭД России “Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо брусованные или небрусованные“ может быть применена специфическая (рассчитываемая в евро за 1 куб. м вывозимого товара) или адволорная ставка (в процентах от таможенной стоимости товаров).

Таможня считает, что в качестве основы для определения подлежащих уплате таможенных пошлин по специфической составляющей комбинированной ставки используется объем товара, соответствующий его наименованию при перемещении через таможенную границу России.

Таможня пояснила, что при вывозе лесоматериалов с неудаленной корой таможенному органу заявлены сведения об объемах лесоматериалов без учета коры, что
противоречит нормам Таможенного кодекса Российской Федерации и влияет на размер вывозной таможенной пошлины.

При этом таможенный орган считает, что факт неполной уплаты таможенных платежей подтвержден заключением N 10714000/130709/А0079 по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров и не нуждается в дополнительном решении об отмене решения таможни о выпуске товаров по спорной ГТД.

В судебном заседании 05.10.09 в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 12.10.09, после чего судебное разбирательство продолжено с участием тех же представителей сторон по делу.

Изложенные обстоятельства, как полагает таможня, свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявления декларанта.

Исследовав материалы дела, судом установлено, что 11.12.07 между обществом и японской фирмой “WALLABY CОMPANY LIMITED“ заключен контракт N ФТК-03/07 о продаже товара (лесоматериалов) на условиях FОВ порты Приморского края России на сумму приблизительно 19660000 долларов США, которая может меняться.

Во исполнение внешнеторгового контракта, дополнения к нему от 01.07.08 обществом в режиме экспорта с территории России в КНР по ГТД N 10714030/210708/0000905 вывезен товар, общий объем которого составил 2757,88 куб. м, а именно:

- пиловочник лиственный породы дуб монгольский, необработанный, неокоренный, небрусованный 1, 2, 3 сорта (код ТН ВЭД России 4403911000);

- балансы лиственные дуб монгольский, бревна, необработанные, неокоренные, небрусованные (код ТНВЭД 4403911000).

При таможенном оформлении товара декларант определил объем вывозимых лесоматериалов в соответствии с ГОСТом 2292-88 без учета коры. Таможня осуществила выпуск товара в соответствии с заявленным таможенным режимом.

После выпуска товара таможней был проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений, заявленных декларантом в ГТД.

В целях определения объема лесоматериалов с учетом объема коры в процессе таможенного контроля на основании постановления о
назначении экспертизы от 04.05.2009 Экспертно-криминалистической службой регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления была проведена идентификационная экспертиза.

Согласно заключению эксперта ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Владивостока от 07.07.2009 N 1099/2009 установлено, что объем лесоматериалов с учетом объема коры составил всего 3052,98 куб. м, то есть занижен на 295,10 куб. м.

По результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров с учетом экспертного заключения таможенным органом оформлено заключение от 13.07.09 N 10714000/130709/А0079.

На основании указанного заключения Находкинской таможней выставлено требование N 602 от 16.07.09 об уплате дополнительно начисленных 239941,91 руб. таможенных платежей и 34695,60 руб. пени.

Суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ (далее по тексту - Закон N 5003-1) ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2007 N 75 для всех товаров позиции 4403 ТН ВЭД России “Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо брусованные или небрусованные“ может быть применена специфическая (рассчитываемая в евро за 1 куб. м вывозимого товара) или адволорная ставка (в процентах от таможенной стоимости товаров).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 г. N 795 “Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации“, постановлением Правительства РФ от 05.02.07 N 75 “О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 23.12.06 N 795 в
отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных“ основой определения таможенных пошлин по специфической составляющей комбинированной ставки признается объем товара, соответствующий его наименованию при перемещении через таможенную границу России.

Установленные размеры таможенных пошлин по специфическим ставкам определены для товара по субпозициям 4403 99 “Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо брусованные или небрусованные“ и по субпозиции 4403 20 для товара “Лесоматериалы необработанные, окоренные или неокоренные, начерно брусованные или небрусованные из хвойных пород“.

Ставки таможенных пошлин и код ТН ВЭД России для товара “кора“ указанными нормативными актами не установлен.

Определение объема товара при экспорте лесоматериалов производится с применением методик измерения, принятых и введенных в действие на территории Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что общество заявило в спорных ГТД объем лесоматериалов без учета коры. Согласно сведениям, указанным декларантом, при определении объемов лесоматериалов декларантом использован ГОСТ 2292-88.

В свою очередь, фактический объем вывезенных обществом лесоматериалов с учетом коры был определен таможней по результатам идентификационной экспертизы. При этом для определения объема экспортированных лесоматериалов был использован метод, отличный от метода использованного декларантом и заказчиком товара, в частности, метод, предусмотренный ОСТ 13-43-79 “Лесоматериалы круглые. Геометрический метод определения объема и оценка качества лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили“.

При этом ссылка таможенного органа на совпадение сведений, указанных в графах 41 и 31 спорной ГТД, несмотря на различие в описании товара, судом не принимается в силу следующего.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса РФ определяет товар как любое помещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

Пункт 26 статьи 2 Федерального закона от 08.12.03 “Об
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“ определяет товар как являющееся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество.

Согласно п. 4.1 Контракта стороны оговорили, что качество товаров должно соответствовать государственным стандартам и ТУ страны-продавца.

В качестве товара по внешнеторговым контрактам сторонами признаются лесоматериалы в оговоренном объеме без учета коры, расчет цены товара и его оплата также производится без учета объема коры.

В качестве обязательных норм в области экспорта бревен пиловочных хвойных пород, поставляемых для экспорта, утвержден ряд ГОСТов.

Государственный стандарт (ГОСТ) представляет собой нормативно-технический документ, определяющий требования к объектам стандартизации: к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство, применение, хранение и др. Утвержденные государственные стандарты обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Технические требования к бревнам пиловочным хвойных пород, поставляемых для экспорта, устанавливаются ГОСТом 22298-76, 9462-88, требования к способам и методам измерений и маркировке установлены ГОСТАми 2292-88, 2708-75, на которые имеются ссылки в графе 31 ГТД.

В частности, ГОСТом 22298-76 установлены правила и технические требования к размерам бревен, методам измерений, правилам приемки, маркировки, сортировки и хранения.

Главой 4 ГОСТа 22298-76 определено, что правила приемки бревен пиловочных хвойных пород, поставляемых для экспорта, устанавливаются по ГОСТу 2292-88.

В свою очередь, в пункте 4.3.2 ГОСТа 2292-88 “Лесоматериалы круглые: маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приемка“ указано, что у деловых сортиментов диаметры измеряют без учета коры, у дров - с корой. Сортиментами являются различные виды пиломатериалов, группируемые в зависимости от их целевого назначения, типоразмеров и методов обработки.

Таким образом, пиловочник заявленных пород, предназначенный для экспорта (деловой сортимент), был правильно указан в спорной ГТД без учета коры, в то время как таможенный орган усмотрел противоречивость в графах 31
и 41 ГТД с учетом коры.

Суд считает, что декларант обоснованно указал в графе 31 лесоматериалы с указанием признака неокоренного материала, поскольку это соответствует действительному состоянию вывозимого на экспорт материала, а у таможенного органа не было оснований применять иную методику исчисления поставляемого на экспорт товара, нежели применена декларантом.

По мнению таможенного органа заявитель занизил количество товара, однако, величина таможенной стоимости таможенным органом не скорректирована.

Таможенный орган согласился с правильностью определения декларантом таможенной стоимости товара, которая исчислена из расчета за каждый кубометр товара без учета коры.

Более того, из содержания КТС следует, что расчет таможенной стоимости товара сделан таможней с указанием того же количества лесоматериалов, что и декларантом в ГТД.

Помимо этого суд признает обоснованными доводы заявителя о применении таможенным органом не установленного метода расчета объема поставляемых на экспорт лесоматериалов.

В соответствии со статьей 7 ТК РФ в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.

В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 27.04.93 N 4871-1 “Об обеспечении единства измерений“, действовавшего на момент принятия ГТД, государственный метрологический контроль и надзор распространяются на таможенные операции.

В силу статьи 9 Закона N 4871-1 измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяется Госстандартом России.

Госстандартом России 01.07.1997 введен ГОСТ 8.563-96, предусматривающий порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений, под которыми понимается совокупность операций и правил, выполнение которых
обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью.

Таким образом, при осуществлении мероприятий таможенного контроля таможенные органы согласно требованиям Закона N 4871-1 должны руководствоваться аттестованными в установленном порядке методиками выполнения измерений, имеющими определенную правовую цель и разработанными в соответствии с этой целью. Следовательно, они не вправе корректировать объем вывезенных лесоматериалов с использованием коэффициентов, предусмотренных для других целей.

По смыслу приведенных положений указанного Закона для наделения таможенных органов правом применять какую-либо конкретную методику определения объема лесоматериалов с корой должен быть принят соответствующий нормативный правовой акт, а соответствующая методика должна пройти государственную метрологическую аттестацию. Только в таком случае расчеты получат правовое значение.

Вместе с тем, примененный экспертом ОСТ 13-43-79, в нарушение статьи 9 Закона N 4871-1, не был аттестован метрологической службой в установленном Законом порядке.

По мнению суда, использование экспертом предусмотренных в ОСТе 13-43-79 коэффициентов и порядка расчета лишает непосредственно сам расчет доказательственной силы, поскольку данные, используемые при расчете, основываются не на правовых нормах и не на фактически произведенных измерениях, а взяты из методики выполнения измерений, не аттестованной в качестве таковой метрологической службой Госстандарта и отличной от методики применяемой декларантом.

В связи с этим суд приходит к выводу, что у таможенного органа отсутствовали основания корректировать объем вывезенных лесоматериалов с использованием коэффициентов, предусмотренных указанным ОСТом.

Кроме того, судом установлено, что ОСТ 13-43-79 содержит методику определения объема лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили геометрическим методом, при котором для определения объема используются замеры ширины, длины и высоты штабеля, с последующим применением коэффициента полнодревесности, а также переводных коэффициентов для определения объема с корой и без коры.

Применение коэффициентов позволяет получить более точную величину
объема, поскольку геометрический метод измерения подразумевает многочисленные погрешности при измерении величин штабеля, а также обусловленные природными и производственными факторами, в том числе усадкой лесоматериалов, возможными пустотами в штабеле (плотность укладки лесоматериалов), толщиной подкладок и торцевых порожков и т.п.

В то же время, декларантом при определении объема лесоматериалов был применен поштучный (побревенный) метод, предусмотренный ГОСТ 2292-88, при котором производятся Ф.И.О. по методу, установленному этим ГОСТом, и в зависимости от полученных величин объем определяется по установленной таблице объемов.

Учитывая, что поштучный метод измерения является самым точным методом определения объема лесоматериалов, какие-либо коэффициенты погрешности в нем не применяются.

Кроме того, ГОСТ 2292-88 содержит самостоятельный метод определения объема лесоматериалов в складочной мере (уложенных в штабель), включая переводные коэффициенты.

Таким образом, методы определения объема лесоматериалов, содержащиеся в ГОСТ 2292-88 и ОСТ 13-43-79, являются самостоятельными методами, а не согласующимися между собой. Следовательно, применение переводных коэффициентов используемых к определению объема лесоматериалов геометрическим методом, установленным ОСТ 13-43-79, к объему лесоматериалов, исчисленному поштучным методом, предусмотренным ГОСТ 2292-88, в спорной ситуации неправомерно.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что основой для доначисления таможенных платежей, предъявленных к оплате на основании оспариваемого решения, послужил не фактический объем вывезенного товара, а объем, рассчитанный таможней арифметическим путем по методу, отличному от метода, примененного декларантом, и не установленному законом.

В то же время, объем и вес фактически вывозимого товара в заявленном обществом размере подтверждается представленными в дело поручением на отгрузку, коносаментом, инвойсом, представленными к таможенному оформлению.

Согласно пункту 1 статьи 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме
таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что требование об уплате таможенных платежей наряду с иными сведениями должно содержать информацию об основаниях его выставления.

Поскольку выставленное требование не соответствует действительной обязанности декларанта по уплате таможенных платежей и пени, суд считает, что требование таможни от 16.07.2009 N 602 об уплате таможенных платежей не соответствует таможенному законодательству.

Кроме того, учитывая, что заявленные декларантом в ГТД сведения об объеме лесоматериалов, а также о сумме подлежащих уплате таможенных платежей были приняты таможней при выпуске товара, и решение о выпуске товара до настоящего времени не отменено, законные основания для пересчета таможенных платежей по ГТД и выставления требования об их уплате у таможни отсутствовали.

Данная позиция суда также подтверждается пунктом 7 приложения к письму ФТС от 28.03.2008 N 01-11/11710, из которого следует, что само по себе обнаружение таможенным органом факта представления декларантом недействительных документов или заявления недостоверных сведений о товаре не может служить основанием для выставления требования об уплате таможенных пошлин, налогов, поскольку факт неуплаты либо неполной уплаты таможенных пошлин, налогов должен быть подтвержден в установленном законом порядке.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании статьи 110 АПК РФ и статьи 333.17 НК РФ судебные расходы по госпошлине в связи с удовлетворением требований заявителя в полном объеме подлежат взысканию с таможни в пользу общества.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным требование Находкинской таможни от 16.07.2009 N 602 об уплате таможенных платежей по ГТД N 10714030/210708/0000905 как не соответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Находкинской таможни, расположенной по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. Портовая, 17, в пользу закрытого акционерного общества “Артель старателей Тернейлесстрой“ судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через Арбитражный суд Приморского края.