Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 19.11.2009 по делу N А09-3335/2009 Дело по иску о признании договора на аренду нежилого здания, относящегося к объектам районной собственности, недействительным направлено на новое рассмотрение, поскольку в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка по прекращению права хозяйственного ведения предприятия имуществом, оформленная посредством постановления органа местного самоуправления, является ничтожной независимо от того, совершена она по инициативе предприятия либо с согласия собственника, а постановление недействительным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2009 г. по делу N А09-3335/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2009.

Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2009.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МУП “Трубчевское полесье“, с. Усох, Трубчевского района, Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.07.2009 по делу N А09-3335/2009,

установил:

муниципальное унитарное предприятие “Трубчевское полесье“ (далее - МУП “Трубчевское полесье“), с. Усох Трубчевский район Брянской области, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Трубчевского района (далее - КУМИ Трубчевского района); Администрации Трубчевского муниципального района (далее - Администрация Трубчевского муниципального района); крестьянскому
фермерскому хозяйству “Цыганков“ (далее - КФХ “Цыганков“), д. Ильино Трубчевский район Брянской области; крестьянскому фермерскому хозяйству “Зарецкого“ (далее - КФХ “Зарецкого“), с. Белоголовичи Трубчевский район Брянской области, о признании договора на аренду нежилого здания, относящегося к объектам районной собственности N 4 от 01.02.2007 недействительным и применении последствий недействительности сделки.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 19.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.07.2009 в удовлетворении иска отказано.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность данного судебного акта не проверялись.

Не согласившись с названным судебным актом, истец обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 22.07.2009 отменить, исковые требования удовлетворить. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы, ответчики - глава КФХ “Зарецкого“ и глава КФХ “Цыганков“ просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд округа не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав явившихся представителей сторон, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемый судебный акт отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей в силу следующих обстоятельств.

Как усматривается из материалов дела, 28.09.2005 Администрацией Трубчевского муниципального района принято постановление
N 557 “О создании муниципального унитарного предприятия “Трубчевское полесье“ (л.д. 27), в соответствии с которым решено создать МУП “Трубчевское полесье“, утвердить его устав, а также на Комитет по управлению муниципальным имуществом Трубчевского муниципального района возложена обязанность передать МУП “Трубчевское полесье“ на праве полного хозяйственного ведения по актам приема-передачи имущество, необходимое для осуществления его деятельности.

Во исполнение указанного постановления и.о. председателя КУМИ Трубчевского муниципального района Антоненковым А.В. был утвержден перечень имущества, передаваемого от КУМИ Трубчевского муниципального района в МУП “Трубчевское полесье“ (л.д. 25).

В соответствии с данным перечнем, 28.09.2005 по акту приема-передачи основных средств от КУМИ администрации Трубчевского муниципального района МУП “Трубчевское полесье“ от 28.09.2005 (л.д. 12) вновь созданному предприятию помимо прочего имущества передано картофелехранилище 1989 года постройки стоимостью 48 910,61 руб.

09.01.2007 КУМИ администрации Трубчевского муниципального района вынесено постановление N 6, в соответствии с которым из хозяйственного ведения МУП “Трубчевское полесье изъято картофелехранилище балансовой стоимостью 48 911 руб. (л.д. 28).

01.02.2007 между КУМИ Трубчевского района (арендодатель), Администрацией Трубчевского муниципального района (балансодержателем) и КФХ “Цыганкова А.И.“, КФХ “Зарецкого“ (арендаторы) был заключен договор на аренду нежилого здания, относящегося к объектам районной собственности N 4.

Согласно п. 1.1 данного договора арендодатель при участии балансодержателя сдает, а арендаторы принимают в аренду нежилое здание, площадью 1 707,35 кв. м., расположенное по адресу: Брянская область, с. Усох для использования под хранение овощей.

По акту приема-передачи от 01.02.2007 вышеуказанное здание картофелехранилища было передано арендаторам. Договор аренды N 4 от 01.02.2007 был зарегистрирован Трубчевским отделом УФРС по Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.06.2008 по делу N А09-3583/2008 МУП “Трубчевское полесье“ было признано
несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Котов В.Б.

11.02.2009 за МУП “Трубчевское полесье“ на основании постановления администрации Трубчевского муниципального района N 557 от 28.09.2005 и акта приема-передачи основных средств от 28.09.2005 зарегистрировано право хозяйственного ведения на здание картофелехранилища, площадью 1 707, 35 кв. м., расположенное по адресу: Брянская область, Трубчевский район, с. Усох, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 32-АГ N 463198 (л.д. 26).

Ссылаясь на неправомерность изъятия из хозяйственного ведения МУП Трубчевское полесье“ данного картофелехранилища и, как следствие, на недействительность сделки по его передаче в аренду КФХ “Зарецкого“ и КФХ “Цыганков“, конкурсный управляющий МУП “Трубчевское полесье“ обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 131 и ст. 233 Гражданского кодекса РФ и указал на то, что поскольку право хозяйственного ведения на спорное имущество возникло у МУП “Трубчевское полесье“ с момента его государственной регистрации, то есть с 11.02.2009, то оснований для признания недействительным договора аренды N 4, заключенного 01.02.2007 не имеется, так как данный договор заключен собственником имущества, что соответствует положениям ст. 608 Гражданского кодекса РФ.

Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда области по следующим основаниям.

При рассмотрении спора судом первой инстанции применены положения ст. 131 Гражданского кодекса РФ, согласно которой право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, а также положения пункта 2 ст. 223 Гражданского
кодекса РФ, которым предусмотрено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Между тем судом не учтено, что в соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Таким образом, действующее законодательство определяет момент возникновения права хозяйственного ведения на имущество не с момента его государственной регистрации, а с момента его передачи предприятию на основании решения собственника о его закреплении на данном праве.

Из материалов дела следует, что спорное имущество передано в хозяйственное ведение МУП “Трубчевское полесье“ на основании постановления администрации Трубчевского муниципального района N 557 от 28.09.2005 по акту приема-передачи от 28.09.2005, в связи с чем с данного момента следует считать, что у истца в силу прямого указания закона возникло право хозяйственного ведения на него.

Кроме того, судом первой инстанции при разрешении спора не учтено следующее.

Согласно п. 5 ст. 113 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В соответствии с положениями п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.

При этом ни Гражданский кодекс, ни Федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“
не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.

С учетом положений ст. 295, п. 2 ст. 296 и п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса РФ изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.

Кроме того, даже добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений п. 3 ст. 18 Федерального закона N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

При таких обстоятельствах, суду первой инстанции следовало дать оценку тому обстоятельству, что в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ сделка по прекращению права хозяйственного ведения предприятия имуществом, оформленная посредством постановления N 6 от 09.01.2007, является ничтожной независимо от того, совершена она по инициативе предприятия либо по решению или с согласия собственника, а постановление N 6 от 09.01.2007 - недействительным.

На основании изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение от 22.07.2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Суду области при новом рассмотрении дела следует устранить отмеченные недостатки и с учетом изложенных обстоятельств дать оценку договору аренды N 4 от 01.02.2007 на предмет его соответствия закону.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287; ч. 1 - 2 ст. 288; ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 22.07.2009 по делу N А09-3335/2009 отменить. Дело направить
на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области в ином составе судей.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.