Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2009 по делу N А51-14561/2009 Действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуального предпринимателя по ведению кассовой книги при осуществлении своей экономической деятельности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 2009 г. по делу N А51-14561/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя З.

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю

об оспаривании постановления N 0000008 от 20 июля 2009 года,

установил:

индивидуальный предприниматель З. (далее - заявитель, предприниматель, ИП З.) обратился в Арбитражный суд Приморского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, МИФНС России N 6 по ПК) об оспаривании постановления N 0000008 от
20 июля 2009 года.

Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Налоговый орган в обоснование своих возражений представил письменный отзыв на заявление предпринимателя.

МИФНС России N 6 по ПК считает доводы предпринимателя, изложенные в заявлении несостоятельными, ссылаясь на то, что необходимость соблюдения предпринимателем предписаний Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных Советом директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40 следует из п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации; п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“; письма Минфина РФ от 06.03.2007 N 03-11-05/42 и других нормативно правовых актов.

Из материалов дела судом установлено следующее.

З. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12 июля 1996 года за основным государственным регистрационным номером 304250507900021, о чем выдано свидетельство серии 25 N 00838115.

На основании поручения N 145 от 25.06.2009 налоговым органом проведена проверка в отношении ИП З. по вопросам полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники и порядка ведения работы с денежной наличностью.

В ходе проведенной проверки налоговым органом установлено, что продажа товара за наличный расчет с применением контрольно-кассовой техники производилась ежедневно согласно данных фискального отчета и записей в журналах кассира-операциониста. Однако в центральную кассу выручка не приходовалась, ввиду отсутствия у предпринимателя кассовой книги. Приходные кассовые ордера не оформлялись, остатки денежных средств на конец рабочего дня не выводились.

У предпринимателя отсутствует оборудованное помещение кассы (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи, временного хранения наличных денег, оборудованное специальным окошком для выдачи денег). Наличные деньги и кассовые документы хранятся в металлическом несгораемом сейфе, установленном в бухгалтерии предприятия. Предпринимателем заключен
договор с ООО Охранное агентство “Рубеж“ об оказании охранных услуг от 01.02.2008 N ИС9-Ох, в соответствии с которым все помещения предприятия подключены к пульту централизованной охраны. На предприятии по окончании рабочей смены не составляется справка-счет кассира-операциониста о показаниях счетчиков контрольно-кассовой техники и выручке за рабочий день. Сводный отчет по форме N КМ-7 на предприятии не составлялся.

По результатам данной проверки налоговым органом составлен акт N 000016 от 13 июля 2009 года.

На основании данного акта 13 июля 2009 года составлен протокол N 0000008 об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы административного дела, 20 июля 2009 года МИФНС России N 6 по ПК вынесено постановление N 0000008 о назначении административного наказания, на основании которого ИП З. привлечен к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за отсутствие у предпринимателя оборудованного помещения кассы и неоприходование денежной наличности и на момент проверки сумма, не отраженная по кассовой книге предпринимателя и не оформленная приходными кассовыми ордерами составила 1347062,44 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав возражения налогового органа, оценив представленные сторонами доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Статьей 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).

В силу пунктов 1, 3 Порядка вести кассовую книгу по установленной форме обязаны предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности. Предприниматели без образования юридического лица согласно статьям 23, 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) таковыми не являются.

В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации“ (далее - Постановление N 88) утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Согласно пункту 2 Постановления N 88 указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

Исходя из изложенного, заявитель, осуществляющий свою деятельность с применением ККТ, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, на него действующим законодательством не возложена обязанность по ведению
кассовой книги.

Ссылка налогового органа на письмо Центрального банка Российской Федерации от 17.07.2006 N 08-17/2540 “О применении Указания Банка России от 14.11.2001 N 1050-У“, согласно которому на индивидуальных предпринимателей при совершении ими кассовых операций распространяется действие Порядка, не принимается судом, поскольку в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации“ письмо не относится к числу нормативных актов, издаваемых Банком России и обязательных для федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

На каждую ККМ в соответствии с пунктом 3.4 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, заводится журнал кассира-операциониста.

На основании материалов дела судом установлено, что ИП З. производил прием наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением с применением ККМ и отражал эти операции в журнале кассира-операциониста, порядок ведения и форма которого утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций“.

В соответствии с указанным Постановлением журнал кассира-операциониста не является кассовой книгой, ведение которой предусмотрено Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, в связи с чем неотражение в нем полученных с применением ККТ денежных средств не образует состав вменяемого предпринимателю административного правонарушения.

Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу является превышение фискальных данных отчетов ККМ над данными бухгалтерского учета. Налоговым органом не выявлено расхождений между показаниями фискальной памяти и данными журнала кассира-операциониста, что следует из акта МИФНС
России N 6 по ПК от 13 июля 2009 года N 000016.

В силу пункта 29 Правил руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Положение указанной нормы распространяется также на предприятия, к которым в данном случае предприниматель не относится.

Как установлено налоговым органом в ходе проверки и следует из акта N 000016 от 13 июля 2009 года, наличные деньги и кассовые документы у предпринимателя хранятся в металлическом несгораемом сейфе, установленном в бухгалтерии предприятия. Предпринимателем заключен договор с ООО Охранное агентство “Рубеж“ об оказании охранных услуг от 01.02.2008 N ИС9-Ох, в соответствии с которым все помещения предприятия подключены к пульту централизованной охраны

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю от
20.07.2009 N 0000008 о назначении административного наказания индивидуальному предпринимателю З. как не соответствующее действующему законодательству.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.