Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 21.10.2009 N Ф10-4401/09 по делу N А14-4626/2009/151/2 Принимая во внимание нормы действующего законодательства и оценивая обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленного истцом к муниципальному образованию требования о взыскании суммы убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную тепловую энергию, за счет средств казны муниципального образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2009 г. N Ф10-4401/09

Дело N А14-4626/2009/151/2

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2009.

Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2009.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2009 по делу N А14-4626/2009/151/2

установил:

открытое акционерное общество “Территориальная генерирующая компания N 4“ (далее - ОАО “ТГК N 4“) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании с Укрупненного жилищно-строительного кооператива по эксплуатации домов “Советский-2“ 6000 рублей задолженности за принятую тепловую энергию в горячей
воде в ноябре - декабре 2008 г., в том числе 3000 руб. - за ноябрь 2008 г., 3000 руб. - за декабрь 2008 г. и 1000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж о взыскании суммы убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную в ноябре - декабре 2008 г. тепловую энергию в размере 5000 руб.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил размер исковые требования и просил взыскать с УЖСК “Советский-2“ 78206 руб. 63 коп. задолженности за тепловую энергию по договору N 9418 от 01.01.2006 г. за ноябрь 2008 г., 99657 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.12.2008 г. по 09.04.2009 г.; с МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж 2279526 руб. 31 коп. убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за период ноябрь - декабрь 2008 г., в том числе: за ноябрь 2008 г. - 1023051 руб. 95 коп., за декабрь 2008 г. - 1256474 руб. 36 коп.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец заявил отказ от иска в части взыскания с УЖСК “Советский-2“ 99657 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.12.2008 г. по 09.04.2009 г., в связи с чем дело в указанной части прекращено арбитражным судом.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29 июня 2009 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке решение суда первой инстанции не обжаловалось.

Ссылаясь на неправильное применение норм материального и
процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, Муниципальное образование городской округа город Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа город Воронеж обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятого судебного акта.

Представитель истца отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено арбитражным судом, между ОАО “ТГК-4“ (энергоснабжающая организация) и УЖСК “Советский-2“ (абонент) 01.01.2006 г. заключен договор N 9418 на отпуск тепловой энергии в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения, по которому энергоснабжающая организация обязалась поставлять (отпускать) до границы балансовой принадлежности через присоединительную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и горячего водоснабжения в объемах согласно приложения N 1 к договору, а абонент обязался принимать (потреблять) и своевременно оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации тепловых сетей, приборов и оборудования, находящихся в его ведении (п. 1.1. договора).

Согласно п. 4.2. договора плата за потребляемую тепловую энергию производится на основании утвержденного решением Правления Главного управления по государственному регулированию тарифов по Воронежской области.

В соответствии с п. 4.3. договора оплата договорной величины за тепловую энергию производится абонентом следующим образом: плату осуществляет население не позднее 20 числа следующего за
расчетным месяцем через МУП “МИВЦ“ на основании тарифов, утвержденных постановлением городского округа г. Воронеж “О тарифах на услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению“ за счет населения и финансирования из городского бюджета по статье “Теплофикация“. Возмещение затрат по выпадающим доходам, субсидиям и льготам, предоставляемым населению, производится из средств соответствующего бюджета МУП “МИВЦ“ в соответствии с постановлением Муниципального Совета N 199-II от 23.12.1997 г. Возмещение разницы между фактическими затратами энергоснабжающей организации и платежами населения (межтарифная разница) компенсируется за счет средств городского бюджета в установленном порядке.

Учет услуг горячего водоснабжения осуществляется по приборам учета, установленным у абонента и допущенным в эксплуатацию представителем энергоснабжающей организации, а в случае отсутствия приборов учета выполняется ежемесячно расчетно-балансовым методом по проектным нагрузкам (п. 5.1. договора).

Во исполнение условий договора N 9418 от 01.01.2006 г. истец в ноябре 2008 г. осуществил подачу ответчику тепловой энергии в горячей воде в количестве 1948,84 Гкал 34454,42 куб. м на сумму 3274143 руб. 66 коп., что подтверждается актом приема-передачи тепловой энергии N 21502 от 30.11.2008 г. На оплату тепловой энергии истец выставил счет-фактуру.

УЖСК “Советский-2“ произвел оплату тепловой энергии частично, в связи, с чем образовалась задолженность в размере 78206 руб. 63 коп., что подтверждается ведомостями МУП “МИВЦ“.

В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по оплате тепловой энергии в горячей воде, наличием убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы, истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.

Поскольку ФКУ Администрации городского округа город Воронеж судебный акт обжалуется в части взыскания 2279526 руб. 31 коп. убытков в виде межтарифной разницы, в соответствии с ч. 1
ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решения и постановления апелляционной инстанции в обжалуемой части.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

При квалификации правоотношений участников данного спора суд обоснованно характеризовал их, как вытекающими из обязательств по договору энергоснабжения.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из материалов дела следует, что получение потребителем энергии в указанном объеме и периоде ответчиком не оспаривается. Факт наличия задолженности подтверждается материалами дела.

Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что ответчик производил плату тепловой энергии по тарифам, установленным для
населения города Воронежа, утвержденных постановлением главы городского округа город Воронеж, судом кассационной инстанции не принимается во внимание.

В силу ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Разрешая настоящий спор, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.

Подпунктом “а“ п. 17 ст. 2 ФЗ РФ от 30.12.2004 “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.

В силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в случае, если исполнителем является управляющая организация, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для
расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В процессе рассмотрения спора арбитражным судом установлено, что для ОАО “ТГК N 4“ приказами Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области установлены тарифы на тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения.

Вместе с тем, ответчик - УЖСК “Советский-2“ производил оплату полученной тепловой энергии в пределах платежей, поступающих от населения.

Как правильно указал арбитражный суд, по смыслу п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ правом на возмещение убытков, образовавшихся из-за неисполнения публично-правовым образованием своей обязанности по возмещению разницы в тарифах на коммунальные услуги с публично-правового образования, обладает поставщик коммунальных услуг.

Согласно Положению о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденному распоряжением главы городского округа город Воронеж от 02.06.2008 г. N 325-р, Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа (п. 1.1.).

Пунктом 4.3. договора N 9418 от 01.01.2006 г. установлено, что возмещение затрат по выпадающим доходам, субсидиям и льготам, предоставляемым населению, производится из средств соответствующего бюджета МУП “МИВЦ“ в соответствии с постановлением Муниципального Совета N 199-II от 23.12.1997 г. Возмещение разницы между фактическими затратами энергоснабжающей организации и платежами населения (межтарифная разница) компенсируется за счет средств городского бюджета в установленном порядке.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом
или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. ст. 16, 1069 вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданин.

Из материалов дела усматривается, что главное управление государственного регулирования тарифов Воронежской области наделено правом на установление тарифов для Воронежской области.

Приказом Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 23.08.2007 г. N 19/8 были утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Воронежской области на 2008 года, в связи с чем, постановлением Главы городского округа город Воронеж было издано постановление N 1427 от 07.03.2008 г. “О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за
отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“.

Приведенные величины тарифов использовались истцом при расчете исковых требований.

Принимая во внимание нормы действующего законодательства и оценивая обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленного истцом к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж требования о взыскании суммы убытков за счет средств казны муниципального образования.

Учитывая, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права.

Переоценка обстоятельств, установленных арбитражным судом, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта не установил.

Руководствуясь статьей 287 п. 1 ч. 1, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2009 по делу N А-14-4626/2009/151/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.