Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.09.2009 по делу N А51-11858/2009 В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа управления муниципальной собственности от заключения договора аренды земельного участка и обязании заключить договор аренды земельного участка отказано, поскольку на момент обращения заявителя к ответчику орган местного самоуправления утратил полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 сентября 2009 г. по делу N А51-11858/2009

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края

рассмотрел 16 сентября 2009 г. в судебном заседании

дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Максима“

к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края

об оспаривании отказа.

Общество с ограниченной ответственностью “Максима“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления муниципальной собственности администрации г. Владивостока от заключения договора аренды земельного участка, оформленного письмом от 16.06.2009 N 6962д, и обязании ответчика заключить договор аренды спорного земельного участка.

В судебное заседание ответчик не прибыл, суд располагает
доказательствами его надлежащего извещения. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие ответчика.

Заявитель, поддерживая заявленные требования, указал, что заключение договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, осуществляется на основании решения органа, уполномоченного распоряжаться таким земельным участком. Полагает, что коль скоро решение о предоставлении земельного участка во исполнение решения арбитражного суда от 22.11.2006 по делу N А51-8486/2008-16-286 было принято органом местного самоуправления, договор аренды должен быть заключен также органом местного самоуправления.

При этом, по мнению заявителя, не имеет значения тот факт, что с 01.02.2007 полномочия распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Владивостока переданы Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, так как правоотношения ООО “Максима“ с органами местного самоуправления возникли в 2003 году, а заключение договора аренды не является распорядительным действием по отношению к земельному участку, учитывая, что распорядительный акт (постановление о предоставлении земельного участка) уже принят.

Управление муниципальной собственности администрации г. Владивостока в письменном отзыве требования не признало, ссылаясь на утрату полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Владивостока. Полагает, что заявитель не доказал нарушение своих прав и законных интересов оспариваемым отказом.

Третье лицо пояснило, что поддерживает позицию заявителя.

При рассмотрении дела суд установил, что постановлением Администрации г. Владивостока от 12.03.2003 N 413 Обществу с ограниченной ответственностью “Максима“ было предварительно согласовано место размещения жилого дома на земельном участке площадью 5021 кв. м в районе ул. Бородинская, 7 в г. Владивостоке. Срок действия постановления установлен 3 года.

Решением от 22.11.2006 по делу
N А51-10043/2006-16-286, оставленным в силе постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2007, по заявлению ООО “Максима“ признано незаконным бездействие Администрации г. Владивостока в виде неосуществления действий по предоставлению Обществу земельного участка, на Администрацию возложена обязанность предоставить ООО “Максима“ земельный участок площадью 4021 кв. м в районе ул. Бородинская, 7 под строительство жилого дома и его дальнейшую эксплуатацию с указанием условий и срока его предоставления.

Во исполнение указанного решения Администрацией было издано постановление от 31.08.2007 N 2269 о предоставлении заявителю спорного земельного участка в аренду сроком на 5 лет.

Данное постановление было оспорено в арбитражном суде Гаражно-строительным кооперативом “Ласточка“, решением Арбитражного суда Приморского края от 24.10.2008 по делу N 9377/2008-34-212 требования кооператива оставлены без удовлетворения. Решение подтверждено постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009, постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2009 N Ф03-2020/2009.

16.04.2009 ООО “Максима“ обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о заключении договора аренды земельного участка площадью 4021 кв. м в районе ул. Бородинская, 7 для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома. Письмом от 18.05.2009 N 29/02-18-4735 Департамент отказал в заключении договора аренды, сославшись на отсутствие у него соответствующих полномочий. При этом третье лицо указало, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г. Владивостока переданы органу исполнительной власти Приморского края с 01.02.2007, тогда как решение о предоставлении спорного земельного участка было принято органом местного самоуправления.

Получив ответ Департамента, ООО “Максима“ 08.06.2009 обратилось в Администрацию г. Владивостока с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка, однако письмом от 16.06.2009 N 6962д Управление
муниципальной собственности администрации г. Владивостока сообщило заявителю об отсутствии зарегистрированного права муниципальной собственности на спорный земельный участок, в связи с чем отказало в заключении договора аренды со ссылкой на наличие соответствующих полномочий у Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.

Общество, посчитав, что отказ УМС администрации г. Владивостока в заключении договора аренды земельного участка не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требования заявителя ввиду следующего.

Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 30 Земельного кодекса РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края “О регулировании земельных
отношений в Приморском крае“ внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный Закон вступил в силу с 01.02.2007 г. Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - комитет по управлению государственным имуществом Приморского края) согласно постановлениям Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па.

Постановлением администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.

Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В соответствии со статьей 608 ГК РФ арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Из положений главы 34 Кодекса следует, что, передавая имущество в аренду по договору, собственник или управомоченное лицо совершает акт распоряжения этим имуществом.

При этом не имеет значения, каким именно органом было принято решение о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку правоотношения по заключению договора аренды, хотя бы и обусловленные наличием административно-властного решения о предоставлении земельного участка,
являются самостоятельными гражданско-правовыми отношениями, возникающими вследствие направления одним лицом другому соответствующей оферты (статьи 432, 435 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, определено, что Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края. В частности, Департамент заключает, изменяет и расторгает договоры аренды земельных участков, безвозмездного срочного пользования земельными участками и контролирует исполнение их условий (пункт 2.1.11 Положения).

На момент обращения ООО “Максима“ к ответчику органы местного самоуправления Владивостокского городского округа утратили полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а потому не могли заключить договор аренды спорного земельного участка. В этой связи правомерен отказ УМС администрации г. Владивостока от заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

При таких обстоятельствах суд отказывает ООО “Максима“ в удовлетворении требования о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка. Оснований для обязания ответчика устранить допущенные нарушения прав Общества путем заключения договора аренды в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ не имеется.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать Обществу с ограниченной ответственностью “Максима“ в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Управления муниципальной собственности администрации г. Владивостока от заключения договора аренды земельного участка оформленного письмом от 16.06.2009 N 6962д, в связи с его соответствием Земельному кодексу Российской Федерации,
и об обязании ответчика заключить договор аренды земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в месячный срок.