Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 15.10.2009 по делу N А09-1286/2009 Полученные из бюджета денежные средства в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству не являются объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Недополученные на основании Закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них налога на добавленную стоимость.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2009 г. по делу N А09-1286/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.05.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 по делу N А09-1286/2009,

установил:

государственное унитарное предприятие Брянской области “Брянсккоммунэнерго“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Брянской области от 26.12.2008 N 25 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.05.2009 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение налогового органа от 26.12.2008
N 25 в части отказа в уменьшении налоговой базы и сумм налога на добавленную стоимость по представленным налогоплательщиком уточненным налоговым декларациям в сумме 65888016 руб. и в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 2471331 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 2 по Брянской области просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в части удовлетворения требований предприятия отменить, ссылаясь при этом на нарушение судами норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на жалобу, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в обжалованной части.

Как следует из материалов дела, ГУП “Брянсккоммунэнерго“ представило в инспекцию уточненные налоговые декларации, в которых сумма НДС за май - декабрь 2005 года уменьшена на 14757025 руб., за январь - сентябрь 2006 года - на 51130991 руб.

Основанием для уменьшения сумм начисленного к уплате НДС за указанные периоды явилось исключение из налоговой базы суммы денежных средств, поступивших из бюджета в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, пользующихся льготами, за май - декабрь 2005 года налогооблагаемая база уменьшена на 89966262 руб., за январь - сентябрь 2006 года на 268045399 руб.

Межрайонной ИФНС России N 2 по Брянской области проведена повторная выездная налоговая проверка ГУП “Брянсккоммунэнерго“ по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе по НДС за период с мая 2005 года
по сентябрь 2006 года, о чем составлен акт проверки от 01.12.2008 N 25.

По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято решение от 26.12.2008 N 25, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 100 руб., ГУП “Брянсккоммунэнерго“ отказано в уменьшении налоговой базы и сумм НДС в размере 65888016 руб., а также начислены пени по НДС в сумме 2471331 руб.

Основанием для отказа в уменьшении налога в сумме 65888016 руб., а также начисления пеней по НДС в сумме 2471331 руб. послужил вывод налогового органа о том, что при определении налоговой базы по НДС в уточненных налоговых декларациях за спорные периоды налогоплательщиком нарушены положения пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 13 ст. 40, пп. 2 п. 1 ст. 162, п. 2 ст. 154 НК РФ, а именно налогоплательщик при реализации тепловой энергии применял государственные регулируемые тарифы, и фактическая цена реализации определялась исходя из этих тарифов, при этом выделенные из бюджета денежные средства должны быть включены в налоговую базу по налогу, так как, по мнению налогового органа, они являются оплатой подлежащих обложению НДС товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан по государственным регулируемым ценам.

Не согласившись с ненормативным актом инспекции, ГУП “Брянсккоммунэнерго“ обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела и доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и дали им правильную правовую оценку.

Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен в статьях 153 -
162 Кодекса.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

К правоотношениям, возникшим с 01.01.2006 г., применяются положения абзаца 2 и 3 пункта 2 статьи 154 Кодекса, изложенные в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ: “При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации“. “Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых из бюджета различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются“.

То есть в данном случае налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.

На основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется
как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.

Как следует из материалов дела, ГУП “Брянсккоммунэнерго“, представляя уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость уменьшило налоговую базу по налогу на добавленную стоимость и сумму налога, подлежащую уплате. Уменьшение налоговой базы произошло вследствие исключения денежных средств (субвенций) в указанный период из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость как не связанных с реализацией товаров (работ, услуг).

В рассматриваемом случае ГУП “Брянсккоммунэнерго“ осуществляло расчеты за тепловую энергию и горячее водоснабжение по государственным тарифам в соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Денежные средства, получаемые ГУП “Брянсккоммунэнерго“ из бюджета, предоставляются на покрытие убытков, возникших в результате оказания услуг за тепловую энергию и горячее водоснабжение населению по льготным ценам. При этом предприятие не включает указанные дотации в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и исчисляет сумму налога исходя из фактических цен реализации.

Факт получения ГУП “Брянсккоммунэнерго“ в спорных периодах бюджетных денежных средств и их размер налоговым органом не оспариваются.

Таким образом, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Недополученные на основании Закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них налога на добавленную стоимость.

Исключение НДС из суммы, полученной из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот в соответствии с действующим законодательством, не находится в противоречии с позицией, выраженной
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 08.02.2005 N 11708/04.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. Данные доводы налогового органа основаны на ошибочном толковании правовых норм и надлежащая оценка им дана в обжалуемых в порядке кассационного производства судебных актах.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 06.05.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2009 в обжалуемой части по делу N А09-1286/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Брянской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.