Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 02.09.2009 по делу N А48-4407/08-14 Заявленные требования о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления земельного налога удовлетворены правомерно, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что примененный налоговым органом показатель кадастровой стоимости был утвержден в установленном порядке и надлежащим образом доведен до сведения налогоплательщика уполномоченным органом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа издано 02.09.2010, а не 02.09.2009.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2009 г. по делу N А48-4407/08-14

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2009

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла на постановление от 30.04.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-4407/08-14,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Леснер“ (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Орловской с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.07.2008
N 3698 в части доначисления земельного налога за 2007 год в сумме 385 865,74 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Роснедвижимости по Орловской области.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 11.01.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.07.2009 судебные акты по делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 решение суда отменено, заявление Общества удовлетворено.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционного суда, решение суда оставить без изменения, полагая, что Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом нарушены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2007 год.

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом составлен акт от 16.05.2008 N 2117/585 и вынесено решение от 14.07.2008 N 3698, согласно которому Обществу, в том числе, предложено уплатить земельный налог в сумме 385 865,74 руб.

Основанием для указанных доначислений послужил вывод Инспекции о занижении Обществом налогооблагаемой базы по земельному налогу в связи с неправильным указанием кадастровой стоимости земельных участков, в отношении которых исчислялся налог.

Не согласившись в указанной части с решением Инспекции, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая при новом
рассмотрении в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.

Как установлено судом, Общество владеет на праве собственности следующими земельными участками, расположенными на территории города Орла: участком с кадастровым номером 57:25:0020705:0015 площадью 5300,3 кв. м. (свидетельство от 24.03.2005 N 57АА280951); участком с кадастровым номером 57:25:0020705:0036 площадью 1631,8 кв. м. (свидетельство от 16.05.2005 N 57АА296508), участком с кадастровым номером 57:25:0020705:0037 площадью 2963,24 кв. м. (свидетельство от 10.06.2005 N 57А-А303007); участком с кадастровым номером 57:25:0020705:0017 площадью 6130,6 кв. м. (свидетельство от 19.09.2007 N 57АА555875).

В соответствии с Постановлением Администрации г. Орла от 05.12.2005 N 4957 опубликованы результаты государственной кадастровой оценки по муниципальному образованию город Орел; на основании проведенной кадастровой оценки определена стоимость земель в кадастровом квартале N 20705 на территории г. Орла. Стоимость земель дифференцирована в зависимости от вида использования земельного участка.

В поданной декларации Общество исчислило земельный налог исходя из кадастровой стоимости 750,26 руб./ кв. м., соответствующей виду функционального использования - “земли под промышленными объектами“. Налоговый орган, производя доначисления, исходил из стоимости 2908,67 руб./ кв. м., соответствующий виду “земли под торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание“.

11.07.2008 Управлением Роснедвижимости по Орловской области были вынесены решения N N 374, 375, 376, 377 об исправлении технических ошибок в государственном кадастре недвижимости о разрешенном использовании земельных участков N N 57:25:0020705:0015, 57:25:0020705:0017, 57:25:0020705:0036, 57:25:0020705:0037, вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков “эксплуатация и обслуживание производственных помещений“ был исправлен в кадастре на “для проектирования и строительства торгового комплекса “Южный“.

В отношении земельного участка N 57:25:0020705:0017 суд первой инстанции указал на то, что в материалах дела имеется выписка из государственного земельного кадастра от 24.09.2007,
в которой указана кадастровая стоимость земельного участка, аналогичная примененной Инспекцией при доначислении Обществу земельного налога.

По мнению суда, наличие в выписке противоречий между указанным видом разрешенного использования участка и кадастровой стоимости земельного участка не устраняет обязанность налогоплательщика в силу прямого указания ст. 390, 391 НК РФ при расчете налога руководствоваться именно данными о кадастровой стоимости земельного участка.

В отношении земельных участков N N 57:25:0020705:0015, 57:25:0020705:0036, 57:25:0020705:0037 судом первой инстанции указано, что исходя из материалов дела, на 01.01.2007 стоимость участков в государственном земельном кадастре была определена, в связи с чем у Общества отсутствовали основания для исчисления земельного налога исходя из данных о разрешенном виде использования земельных участков.

Судом отклонены доводы Общества об отсутствии в земельном кадастре стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 со ссылкой на выписки, датированные 2004 - 2006 годы, поскольку в материалах дела имеется выписка, датированная 2007 годом, содержащая кадастровую стоимость земельного участка.

Отклоняя доводы Общества о противоречиях в части указания на дату внесения сведений в государственный земельный кадастр, суд первой инстанции указал, что имеющиеся противоречия касаются лишь точной даты внесения данных о стоимости участков в земельный кадастр, в то время как для правильного рассмотрения дела имеет значение данные кадастра на 01.01.2007.

Рассматривая спор по существу, суд сослался на наличие в материалах дела оценочной описи земельных участков кадастрового квартала 20705, в которой содержатся сведения о стоимости земельного участка N 57:25:0020705:0017, а также стоимости участка 57:25:0020705:0015 до его разделения. Стоимость, указанная в данной описи, аналогична стоимости, примененной Инспекцией при доначислении земельного налога.

Отменяя решение арбитражного суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил
из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Земельный налог на территории города Орла введен постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 17.11.2005 N 77/811-ГС “Об установлении земельного налога“.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Согласно п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Судом правомерно указано, что необходимым условием для исчисления земельного налога является наличие у налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость земельных участков, являющаяся налоговой базой по земельному налогу устанавливается в порядке, предусмотренном законодательством.

Так, согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная
кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 “О государственном земельном кадастре“ сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного (функционального) использования земель установлены в статье 35 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав территориальных зон одного
вида могут включаться зоны другого вида.

Согласно п. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса правом определения функционального назначения территориальных зон и изменения их вида наделены органы местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

Согласно данному постановлению государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

В силу п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.

В силу п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года.

В соответствии с п. 8 постановления Орловского городского Совета народных депутатов от 17.11.2005 N 77/811-ГС “Об установлении земельного налога“ кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, отделом по работе с муниципальными землями администрации города Орла заказными почтовыми отправлениями с уведомлениями о вручении не позднее 1 марта этого года.

Материалами дела подтверждено, что показатели кадастровой стоимости земель поселений Орловской области, в том числе в городе Орле, утверждены постановлением Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области“.

В то же время, данный нормативный акт содержит лишь сведения о средних показателях по государственной кадастровой оценке
земель по видам функционального использования в разрезе поселений, без учета данных о территориальном зонировании земель на территории конкретного населенного пункта, в частности, г. Орла.

Данных об удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов, в том числе применительно к кадастровому кварталу 20705, в котором расположены спорные земельные участки, указанное постановление Коллегии администрации Орловской области не содержит.

В соответствии с Постановлением Администрации г. Орла от 05.12.2005 N 4957 опубликованы результаты государственной кадастровой оценки по муниципальному образованию город Орел; на основании проведенной кадастровой оценки определена стоимость земель в кадастровом квартале N 20705 на территории г. Орла. Стоимость земель дифференцирована в зависимости от вида использования земельного участка.

Согласно постановлению Администрации города Орла от 05.12.2005 N 4957 поручено опубликовать результат государственной кадастровой оценки земли по кварталам, т.е., исходя из территориального зонирования, по муниципальному образованию г. Орел, приведенной в постановлении Коллегии администрации Орловской области от 15.08.2003 N 126, и разместить ее в сети Интернет на сайте WWW.VORLE.RU.

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Орловского совета народных депутатов от 24.11.2004 N 63/647-ГС нормативные акты администрации г. Орла подлежат официальному опубликованию в газете “Город Орел“.

В данном средстве массовой информации постановление администрации города Орла от 05.12.2005 N 4957 опубликовано не было.

Размещение информации на сайте WWW.VORLE.RU обоснованно не признано апелляционной инстанцией официальным опубликованием, вследствие чего указанные правовые акты не могут быть приняты в качестве нормативных правовых актов, устанавливающих кадастровую стоимость земель на территории г. Орла.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что примененный Инспекцией показатель кадастровой стоимости был утвержден в установленном порядке и надлежащим образом доведен до сведения налогоплательщика
уполномоченным органом.

Учитывая изложенное, Общество при исчислении земельного налога руководствовалось сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, указанной администрацией г. Орла в письме от 25.04.2007 N 3/3/3123-и с учетом функционального использования каждого из земельных участков с кадастровыми номерами 57:25:0020705:0015, 0036, 0037, а также земельного участка 57:25:0020705:0017.

Ссылке налогового органа на представленные в материалы дела акты определения кадастровой стоимости земельных участков, а также оценочную опись земельных участков кадастрового квартала N 57:25:002 07 05. дана надлежащая оценка судом.

В качестве документа о кадастровой стоимости указано постановление Коллегии администрации Орловской области N 126, которое, как указано выше, подобной информации не содержит.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.

Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Во исполнение указанных норм иных, помимо исследованных судом апелляционной инстанции, доказательств законности принятого ненормативного акта в оспариваемой части Инспекцией не представлено.

При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для
разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

постановление от 30.04.2010 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-4407/08-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.