Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 24.08.2009 по делу N А35-1446/09-С19 Дело по заявлению о привлечении ОАО к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка доводу ОАО о том, что оно, осуществляя постоянную деятельность по распределению и торговле жидким газообразным топливом, имело лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, погрузка и разгрузка газа не являются для него самостоятельным видом деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 августа 2009 г. по делу N А35-1446/09-С19

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Открытого акционерного общества “Курскгаз“ на решение Арбитражного суда Курской области от 31.03.2009 г. постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2009 г. по делу N А35-1446/09-С19,

установил:

Курская транспортная прокуратура (далее - Прокуратура, административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества “Курскгаз“ (далее - Общество, ОАО “Курскгаз“) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Курской области от 31.03.2009 г. заявленные требования удовлетворены, Общество привлечено к административной
ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2009 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения.

В кассационной жалобе ОАО “Курскгаз“ просит отменить решение и постановление суда, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей Прокуратуры, кассационная инстанция находит оспариваемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела, 17.02.2009 г. Прокуратурой проведена проверка соблюдения ОАО “Курскгаз“, расположенным по адресу: г. Курск, ул. Аэродромная, 18, требований федерального законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, по итогам которой установлено, что у Общества отсутствует специальное разрешение (лицензия) на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (разгрузка опасного груза - “пропан“ на газораспределительной станции).

По результатам проверки вынесено постановление от 19.02.2009 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и Прокуратура обратилась в суд с заявлением о привлечении ОАО “Курскгаз“ к административной ответственности.

Удовлетворяя требования административного органа, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу о доказанности вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, отсутствии оснований для признания его малозначительным и соблюдении установленной процедуры привлечения лица к административной ответственности.

Кассационная инстанция находит выводы суда не соответствующими имеющимся в деле материалам.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для юридических лиц - от
сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К таким видам деятельности, в частности, относится погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (п. 70 указанной статьи Закона).

Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 134 от 15.03.2006 г., определено, что лицензию обязаны получать все юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие лицензируемую деятельность, в том числе на железнодорожных подъездных путях независимо от отнесения данных путей к путям общего и необщего пользования.

В силу ст. 2 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“, пропан является опасным грузом, т.е. грузом, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Однако судом не дана оценка доводу Общества о том, что ОАО “Курскгаз“, осуществляя постоянную деятельность по распределению и торговле жидким газообразным топливом, имело лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, погрузка и разгрузка газа не являются для юридического лица самостоятельным видом деятельности, направленной на получение прибыли, а составляют часть процесса оптово-розничной торговли сжиженным углеродным газом.

При таких обстоятельствах, кассационная инстанция находит выводы суда о доказанности наличия в деянии ОАО “Курскгаз“
объективной стороны вменяемого ему правонарушения преждевременными.

Учитывая изложенное, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

В ходе нового рассмотрения дела, суду надлежит дать оценку указанному доводу Общества, а также исследовать вопрос о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности, в частности требований ст. 28.2, касающихся составления протокола, и, правильно применив нормы действующего законодательства, принять обоснованное решение по существу спора с учетом сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 31.03.2009 г. постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2009 г. по делу N А35-1446/09-С19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Открытого акционерного общества “Курскгаз“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.