Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 18.08.2009 по делу N А68-1276/2009 Поскольку ни в Законе N 172-ФЗ, ни в Законе N 184-ФЗ арбитражные суды не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать заявления об оспаривании актов, принятых в соответствии с этими Законами, то арбитражный суд правомерно прекратил производство по делу ввиду его неподведомственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2009 г. по делу N А68-1276/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Рассвет“ на определение Арбитражного суда Тульской области от 25.05.2009 по делу N А68-1276/2009,

установил:

закрытое акционерное общество “Рассвет“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием о признании недействующим постановления Администрации Тульской области (далее - Администрация) от 05.12.2008 N 808 “О переводе земель, занятых лесами, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в категорию земель лесного фонда“ в части включения 1010 га, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании ЗАО “Рассвет“ в 7131 га земель, которые согласно Приложению к указанному
постановлению, по Одоевскому административному району переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда (уточненное требование).

Определением суда от 25.05.2009 производство по делу было прекращено из-за его неподведомственности арбитражному суду.

В кассационной жалобе Общество просит отменить определение от 25.05.2009 в связи с неправильным применением норм процессуального законодательства, рассмотрев спор по существу.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, постановлением Администрации от 05.12.2008 N 808 “О переводе земель, занятых лесами, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в категорию земель лесного фонда“ переведены земли общей площадью 83807 га, занятые лесами, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда согласно приложению.

Приложение к указанному постановлению содержит площадь переводимых земельных участков с разбивкой по административным районам.

По Одоевскому району в соответствии с Приложением переведено 7131 га земли.

Общество, считая, что постановление N 808 не соответствует действующему законодательству и нарушает его право бессрочного пользования земельными участками, а также право на их выкуп, оспорило его в арбитражном суде.

Прекращая производство по делу, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из
одной категории в другую является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом земель в зависимости от их целевого назначения.

Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель, который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.2004 N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“ (далее - Закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами.

Согласно ст. 3 Закона N 172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо отказ в переводе, который может быть обжалован в суд.

В п. 5 ст. 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации“ (далее - Закон N 184-ФЗ) предусмотрено, что законы субъектов Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти, правовые акты органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Оспариваемое заявителем постановление N 808 изменяет правовой режим переведенных земельных участков, который обязателен для неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение, таким образом, он содержит все признаки нормативного правового акта.

Поскольку ни в Законе N 172-ФЗ, ни в Законе N 184-ФЗ арбитражные суды не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать заявления об оспаривании актов, принятых в соответствии с этими Законами, то арбитражный суд правомерно прекратил производство по делу ввиду его неподведомственности.

Уплаченная Обществом при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу ст. 151, 104 АПК РФ, ст. 333.40 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 290 АПК РФ,

постановил:

определение Арбитражного суда Тульской области от 25.05.2009 по делу N А68-1276/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить закрытому акционерному обществу “Рассвет“ из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 06.07.2009 N 157.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.