Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 17.08.2009 по делу N А62-1957/2009 Заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, удовлетворены правомерно, поскольку проведение должностным лицом налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением заявителем контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2009 г. по делу N А62-1957/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.05.2009 по делу N А62-1957/2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Таксо-Сервис 2“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска от 14.04.2009 N 111 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.05.2009 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено
постановление Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска от 14.04.2009 N 111 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 09.04.2009 Инспекцией ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска проведена проверка соблюдения Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ в принадлежащем ООО “Таксо-Сервис 2“ транспортном средстве, осуществляющем регулярные пассажирские перевозки, в ходе которой установлено осуществление водителем автомобиля Газель 3287 000001003 регистрационный знак С399ВС67 маршрут N 30 Михайловым Н.А. наличных денежных расчетов при оказании услуги по пассажирской перевозке без применения контрольно-кассовой техники по причине ее отсутствия. Расчет произведен без применения бланков строгой отчетности (билетов).

По результатам проверки налоговым органом составлен акт проверки выполнения требований Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ от 09.04.2009 N 050555, протокол об административном правонарушении от 13.04.2009 N 13-22-72.

Постановлением Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска от 14.04.2009 N 111 ООО “Таксо-Сервис 2“ привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.

Считая постановление инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О
применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Статьей 14.5 КоАП РФ установлено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 02.09.2008 N 3125/08, осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Как видно из материалов дела, должностными лицами Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска специалистами 1 разряда Буренковым И.В. и Никитиным К.А. были уплачены за проезд деньги в сумме 32 руб., что
зафиксировано в акте проверки, протоколе и постановлении об административном правонарушении, то есть проверочная закупка была осуществлена непосредственно сотрудниками инспекции.

Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ допускается как оперативно-разыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-разыскные мероприятия.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

С учетом изложенного, проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное обществом требование и признал незаконным постановление Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска от 14.04.2009 N 111.

Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.05.2009 по делу N А62-1957/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.