Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 08.07.2009 по делу N А08-5960/2008-27 Действующим законодательством предусмотрено право организатора аукциона отказаться от его проведения. При этом в случае нарушения им сроков извещения участников аукциона об отказе в его проведении законодателем предусмотрены последствия в виде возмещения участникам аукциона убытков, иных последствий не предусмотрено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2009 г. по делу N А08-5960/2008-27

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО “Ремесло“ на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.12.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по делу N А08-5960/2008-27,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Ремесло“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Администрации города Белгорода (далее - Администрация) и Управлению муниципальной собственностью департамента экономики и финансов Администрации г. Белгорода (далее - Управление), с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным протокола об итогах аукциона от 26.06.2008
N 2 комиссии по проведению аукционов (конкурсов) Управления и обязании Администрации провести повторный аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства жилого дома жилищного фонда коммерческого использования с инфраструктурой в микрорайоне “Предзаводской“, площадью 9018 кв.м., кадастровый номер 31.16.0129017:174, на прежних условиях и в разумные сроки.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО “Дома Белогорья“.

Решением суда от 11.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, также считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей Общества и Администрации, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации г. Белгорода от 18.02.2008 N 423 утвержден акт от 12.04.2006 выбора земельного участка для строительства жилого дома жилищного фонда коммерческого использования с инфраструктурой в микрорайоне “Предзаводской“. Управлению муниципальной собственностью департамента экономики и финансов поручено опубликовать в средствах массой информации о предстоящем строительстве, по истечении месячного срока подготовить пакет конкурсной документации и выставить на конкурс право аренды земельного участка для строительства.

На основании распоряжения главы Администрации от 20.05.2008 N 1703 “О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства жилого дома жилищного фонда коммерческого использования с инфраструктурой в микрорайоне “Предзаводской“ Управление 23.05.2008 разместило в “Экономической газете“ N 19 (636) сообщение о
проведении аукциона, назначенного на 26.06.2008, по продаже права на заключение договора аренды (годовой размер арендной платы) земельного участка для строительства жилого дома жилищного фонда коммерческого использования с инфраструктурой, расположенного по адресу: г. Белгород, микрорайон “Предзаводской“, площадью 9018 кв. м., кадастровый номер 31.16.0129017:174.

Для участия в аукционе ООО “Ремесло“ подало заявку и необходимые документы, а также перечислило организатору торгов задаток в сумме 155940 руб. по платежному поручению от 19.06.2008 N 296.

В день проведения аукциона комиссией по проведению аукционов (конкурсов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков принято решение о его отмене в связи с необходимостью доработки документов по данному земельному участку, о чем составлен протокол контрольной комиссии об итогах аукциона от 26.06.2008 N 2. Обществу вручено уведомление от 26.06.2008 N 3568, в котором сообщалось об отмене аукциона в связи с вышеуказанными обстоятельствами.

27 июня 2008 года Управление разместило сообщение об отмене аукциона в “Экономической газете“ N 23 (640).

Впоследствии Управление разместило в “Экономической газете“ от 15.08.2008 N 30 (647) сообщение о проведении аукциона, назначенного на 18.08.2008, по продаже права на заключение договора аренды (годовой размер арендной платы) вышеназванного земельного участка.

Полагая, что оспариваемое решение (протокол) не соответствует п. 11 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ и нарушают права Общества, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1
ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

В силу п. 1 ст. 30.2 Земельного кодекса РФ земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

Предоставление такого земельного участка осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 названного Кодекса (п. 2).

Согласно п. 5 ст. 38 Земельного кодекса РФ порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 Кодекса.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с установленным порядком Администрацией города принято решение о проведении торгов и назначена дата их проведения на 26.06.2008. Однако перед проведением аукциона Управление письмом от 25.06.2008 N 155 представило дополнительное заключение по выставленному на аукцион земельному участку, в котором указывалось, что данный земельный участок обременен публичным сервитутом.

Поскольку в порядке пп. 4 п. 10 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства,
о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение, в то время как извещение, опубликованное 23.05.2008, о проведении аукциона не содержало информации о существующих обременениях.

Учитывая, что в соответствии со ст. 499 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, назначенный на 26.06.2008, был отменен.

При этом судом принято во внимание, что извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки (п. 11 ст. 38.1).

В пункте 3 статьи 448 Гражданского кодекса РФ указано, что если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения. Если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право организатора аукциона отказаться от его проведения. При этом в случае нарушения им сроков извещения участников аукциона об отказе в его проведении, законодателем предусмотрены последствия в виде возмещения участникам аукциона убытков, иных последствий не предусмотрено.

В рассматриваемом случае Общество просит признать протокол от 26.06.2008 N 2 об отмене аукциона недействительным и обязать
Администрацию провести аукцион на тех же условиях, что были опубликованы 25.05.2008.

Между тем, как установлено судом, распоряжением Администрации г. Белгорода от 08.08.2008 N 2938 признано утратившим силу распоряжение Администрации г. Белгорода от 20.05.2008 N 1703 “О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства жилого дома жилищного фонда коммерческого использования с инфраструктурой в микрорайоне “Предзаводской“, на основании которого было принято решение о проведении аукциона, назначенного на 26.06.2008. Данное распоряжение обжаловано не было.

Кроме того, распоряжением Администрации от 31.10.2008 N 4041 признаны утратившими силу распоряжения от 18.02.2008 N 423 “Об утверждении акта выбора земельного участка в МКР “Предзаводской“ и от 08.08.2008 N 2938 “О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства социального арендного жилого дома жилищного фонда коммерческого использования с инфраструктурой в микрорайоне “Предзаводской“. Данное распоряжение также не обжаловалось.

Оценив фактические обстоятельства дела, суды правомерно не усмотрели оснований для удовлетворения требований заявителя.

Содержащиеся в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию Общества с их оценкой, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта по основаниям ст. 288 АПК РФ, не установлено.

Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.12.2008 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по делу N А08-5960/2008-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.