Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 06.07.2009 по делу N А23-2971/08А-18-193 Поскольку на момент подачи таможенной декларации ввезенная заявителем автомобильная техника соответствовала требованиям технических нормативов выбросов, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что после завершения таможенного оформления у таможенного органа не имелось оснований для отказа в выдаче ПТС на спорные автомобили, в связи с чем правомерно признал оспариваемое бездействие таможенного органа незаконным и обязал устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2009 г. по делу N А23-2971/08А-18-193

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 по делу N А23-2971/08А-18-193,

установил:

открытое акционерное общество “Трак Экспресс“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - Таможня, таможенный орган, ЦАТ) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче паспортов транспортных средств (далее - ПТС) на автомобили, оформленные по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10009180/281207/0000941 и обязании устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем выдачи
ПТС на автомобили, указанные в ГТД.

Решением суда от 28.11.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 решение отменено. Заявленные требования Общества удовлетворены. Суд признал оспариваемое бездействие Таможни в лице Калужского акцизного поста незаконным и обязал таможенный орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО “Трак Экспресс“ путем выдачи паспортов транспортных средств на автомобили, указанные в ГТД N 10009180/281207/0000941.

В кассационной жалобе Таможня просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом, ООО “Трак Экспресс“ ввезло на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал автомобили грузовые - тягачи седельные Volvo FH12 380, 2000 года выпуска, номер шасси YV2A4DMAXYB255490, Volvo FH12 380, 2000 года выпуска, номер шасси YV2A4DMAXYB270202, Volvo FH12 420, 1998 года выпуска, номер шасси YV2A4DAAXXB218216.

С целью таможенного оформления указанных автомобилей 28.12.2007 Общество подало в Калужский акцизный пост Центральной акцизной таможни грузовую таможенную декларацию, заявив в графе 36 “Преференции“ льготу по уплате ввозной таможенной пошлины. ГТД принята таможенным органом и ей присвоен номер 10009180/281207/0000941.

В ходе таможенного контроля Таможня пришла к выводу о необоснованности указанной льготы, в связи с чем 30.01.2008 приняла решение об отказе в выпуске транспортных средств по названной декларации в заявленном режиме, которое было отменено таможенным органом во исполнение решения Арбитражного суда Калужской области от 07.04.2008 по делу N А23-348/08А-9-31, а транспортные средства выпущены 15.08.2008.

На указанные автомобили Таможней не были выданы паспорта транспортных средств (далее
- ПТС), поскольку, по мнению Таможни, транспортные средства соответствуют экологическому классу 2, тогда как с 01.01.2008 на территории Российской Федерации разрешен выпуск в обращение автомобильной техники экологического класса 3.

Поскольку запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, действуют на день принятия таможенной декларации, все оформленные Обществом в таможенном отношении автомобили соответствуют экологическому классу 2, последнее обратилось в таможенный орган за выдачей ПТС.

Таможня в адрес Общества направила служебную записку правового отдела ЦАТ о невозможности осуществления оформления и выдачи ПТС, в связи с их несоответствием экологическому классу “Евро 3“.

Полагая, что бездействие таможенного органа по невыдаче ПТС на автомобили незаконно, ООО “Трак Экспресс“ обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Калужской области.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что требования о соответствии транспортного средства экологическому классу не относятся к запретам и ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в связи с чем пришел к выводу, что Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), а именно, положения ст. 7 ТК РФ, регулирующие порядок применения вышеуказанных запретов и ограничений, не применяются к спорным правоотношениям.

Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом суда первой инстанции и отменил его решение. При этом, признавая незаконным оспариваемое бездействие таможенного органа, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 403 ТК РФ таможенные органы обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении
товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Одним из принципов перемещения товаров через таможенную границу России является соблюдение установленных запретов и ограничений.

Частью 1 статьи 13 ТК РФ установлено, что товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных Кодексом, выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ.

В силу ст. 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.

Учитывая положения п. 5 ч. 2 ст. 13, пп. “б“ п. 9 ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“, суд апелляционной инстанции указал, что исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с ГТД документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

Согласно п. 2 ст. 131 ТК РФ при декларировании товаров среди прочих документов декларант представляет разрешение, лицензию, сертификат и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

На основании п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ (далее - Закон N 184-ФЗ) в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, проводится обязательное подтверждение
соответствия продукции требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании (ст. 29 Закона N 184-ФЗ).

Специальный технический регламент “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ“ (далее - Регламент), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609, устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания (п. 2 Регламента).

Соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 11).

Как видно из материалов дела, ООО “Трак Экспресс“ ввезло на таможенную территорию Российской Федерации автомобили грузовые - тягачи седельные Volvo FH12, в отношении которых установлены ограничения, не носящие экономического характера, заключающиеся в обязанности декларанта представить одобрения типа транспортного средства, в котором отражена информация об экологическом классе автотранспортного средства или сертификат соответствия на товар.

Ввезенная по ГТД N 10009180/281207/0000941 автомобильная техника соответствует экологическому классу 2.

Согласно п. 14 Регламента введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки: экологического класса 2 -
с даты вступления в силу указанного регламента (с 01.01.2007); экологического класса 3 - с 01.01.2008.

В силу п. 7 Регламента сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.

Кроме того, согласно разъяснениям Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС России), изложенным в письме от 19.02.2007 N 01-06/5905 о подтверждении экологического класса автомобильной техники, таможенное оформление и выпуск новой автомобильной техники, ввозимой юридическими и физическими лицами не для личных целей, производится при одновременном представлении с таможенной декларацией одобрения типа транспортного средства, в котором отражена информация об экологическом классе автотранспортного средства.

На основании пункта 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июля 2005 года N 6842) (далее - Положение) после завершения таможенного оформления таможенные органы выдают на автомобиль паспорт транспортного средства (ПТС).

Заполнение строки “Экологический класс“ паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС (п. 70 Положения).

В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента ПТС не выдается.

Суд апелляционной инстанции правильно указал, что в силу статьи 7 ТК РФ в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.

При этом правоприменению подлежат те нормативные правовые акты, которые имеют силу на момент совершения юридически значимого действия.

Вывод суда о том, что с момента принятия таможенной декларации
она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, основан на нормах п. 3 ст. 132 ТК РФ.

Согласно п. 2 ст. 60 ТК РФ таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом (п.п. 23 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

Из материалов дела следует, что поданная Обществом ГТД N 10009180/281207/0000941 таможенным органом принята 28.12.2007. На момент ее принятия действовал технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, соответствующий экологическому классу 2 и автомобили, заявленные Обществом в ГТД, удовлетворяли требованиям названного экологического класса, что сторонами не оспаривается.

15.08.2008 выпуск указанных автомобилей Таможней разрешен, о чем имеется соответствующая отметка в ГТД.

После завершения таможенного оформления и выпуска транспортных средств на указанные автомобили ПТС Таможней не выданы, в связи с несоответствием их экологическому классу 3.

Согласно 14 Регламента с 1 января 2008 года введен в действие технический норматив выбросов - в отношении автомобильной техники, соответствующий экологическому классу 3.

Между тем в силу ст. 7 ТК РФ указанное положение нормативного правового акта может лишь распространяться на автомобильную технику, ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации, декларации на которые приняты таможенным органом, начиная с 01.01.2008.

Кроме того, нормативный правовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его
вступления в силу. Конституцией Российской Федерации установлен принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение, обратной силы не имеет (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 128-0 и от 04.12.2003 N 415-0).

На основании изложенного, поскольку на момент подачи таможенной декларации (28.12.2007) ввезенная Обществом автомобильная техника соответствовала требованиям технических нормативов выбросов, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что после завершения таможенного оформления у Таможни не имелось оснований для отказа в выдаче ПТС на спорные автомобили, в связи с чем правомерно признал оспариваемое бездействие Таможни незаконным и обязал устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО “Трак Экспресс“.

Указанные выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и, в силу прямого указания ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ, не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.

Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 по делу N А23-2971/08А-18-193 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.