Постановление ФАС Центрального округа от 22.05.2009 по делу N А62-2529/2008 Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что незаконным отказом уполномоченного органа возместить фактические расходы на ксерокопирование документов и изготовление печатей заявителю причинены убытки, и материалами дела подтвержден их размер, то в силу прямого указания закона эта сумма обоснованно взыскана с ответчика.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2009 г. по делу N А62-2529/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Федеральной налоговой службы Российской Федерации в лице Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 г. по делу N А62-2529/2008,
установил:
индивидуальный предприниматель Василега Михаил Юрьевич (далее - ИП Василега М.Ю., Предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков, причиненных незаконным бездействием Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области, в сумме 473220 руб. (430200 руб. - реальный ущерб, 43020 руб. - упущенная выгода).
В ходе рассмотрения дела в соответствии со ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ и Российская Федерация в лице Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) на основании ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.11.2008 г. с Российской Федерации в лице ФНС России взыскано за счет казны Российской Федерации в пользу ИП Василеги М.Ю. 44400 руб. убытков и 1172 руб. расходов по госпошлине. В удовлетворении остальных требований Предпринимателю отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 г. состоявшийся по делу судебный акт отменен в части взыскания с Российской Федерации в лице ФНС России за счет казны Российской Федерации в пользу ИП Василеги М.Ю. 44400 руб. убытков и 1172 руб. расходов по госпошлине, с Российской Федерации в лице ФНС России за счет казны Российской Федерации в пользу Предпринимателя взыскано 430200 руб. убытков и 10876,74 руб. расходов по госпошлине. В остальном оспариваемое решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФНС Российской Федерации в лице Управления ФНС по Смоленской области просит отменить постановление суда, полагая, что оно принято в нарушение норм права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя Предпринимателя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением ФНС России по Смоленской области - заявителем по делам о банкротстве отсутствующих должников, конкурсным управляющим по которым утвержден ИП Василега М.Ю., не была произведена оплата расходов на ксерокопирование документов и изготовление печатей.
Предприниматель, полагая, что незаконным бездействием Управления ФНС России по Смоленской области ему причинены убытки в виде 430200 руб. реального ущерба и 43020 руб. упущенной выгоды, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая ИП Василеге М.Ю. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недобросовестности конкурсного управляющего и неразумности произведенных им расходов.
Отменяя решение суда в части взыскания в пользу Предпринимателя 44400 руб. убытков и 1172 руб. расходов по госпошлине и удовлетворяя его требования о взыскании 430200 руб. убытков и 10876,74 руб. расходов по госпошлине, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 227 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ (далее - Закон “О несостоятельности (банкротстве)“) порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников определяются постановлением Правительства Российской Федерации.
В силу п. 5 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 г. N 573, уполномоченный орган в 2-недельный срок с даты представления конкурсным управляющим в установленном порядке документов согласно утвержденному перечню, подтверждающих его право на компенсацию расходов в связи с проведением процедуры банкротства отсутствующего должника, но не ранее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации отсутствующего должника, осуществляет компенсацию фактических расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства в соответствии с перечнем расходов, подлежащих компенсации, с учетом особенностей, установленных п. 7 данного Положения.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ ФНС РФ от 10.03.2005 имеет N САЭ-3-19/80@, а не N СЭА-3-19/80@.
Приказом ФНС РФ СЭА-3-19/80@, Минэкономразвития РФ N 53, Минфина РФ N 34н от 10.03.2005 г. “О реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 г. N 573 “О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников“ утвержден перечень и предельный размер подлежащих компенсации расходов конкурсного управляющего, осуществлявшего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа, согласно п. п. 7 и 8 приложения N 1 к которому, расходы на копирование документов, необходимых для представления в уполномоченный орган, а также другие органы исполнительной власти, расходы по изготовлению (восстановлению) печати должника оплачиваются в размере фактических расходов.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что незаконным отказом уполномоченного органа возместить фактические расходы на ксерокопирование документов и изготовление (восстановление) печатей ИП Василеге М.Ю. причинены убытки и материалами дела подтвержден их размер в сумме 430200 руб., то в силу прямого указания закона эта сумма обоснованно взыскана с Управления ФНС России по Смоленской области.
Доводы кассационной жалобы ФНС РФ являлись обоснованием позиции уполномоченного органа по делу, исследованы в суде апелляционной инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что недопустимо на стадии кассационного производства в силу ст. 286 АПК РФ.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 г. по делу N А62-2529/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы Российской Федерации в лице Управления ФНС России по Смоленской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.