Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 12.05.2009 по делу N А54-3982/2008 Дело по заявлению о признании незаконными действий таможенного органа, выразившихся в нарушении порядка и сроков проведения таможенного досмотра, в предъявлении с нарушением срока уведомления о представлении акта государственного карантинного фитосанитарного контроля, направлено на новое рассмотрение, так как суд не исследовал вопрос, связанный с нарушением прав декларанта в отношении сроков выпуска товара при непредставлении им акта государственного карантинного фитосанитарного контроля.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2009 г. по делу N А54-3982/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 04.05.2009.

Полный текст постановления изготовлен 12.05.2009.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рязанской таможни на решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу N А54-3982/2008,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Александровский питомник декоративных растений“ (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Рязанской таможни, выразившихся в нарушении порядка и сроков проведения таможенного досмотра и оформления импортного товара (живых растений), поступившего в адрес Общества по грузовой таможенной декларации N 10112040/080508/0004260,
а также в предъявлении с нарушением срока уведомления от 13.05.2008 о представлении акта государственного карантинного фитосанитарного контроля, выписки из Государственного реестра селекционных достижений, документов о наличии прививок и о необходимости внесения изменений в графу N 38 вышеуказанной ГТД.

Кроме того, Общество просило взыскать с таможенного органа 15 000 руб. расходов на оплату услуг представителя и 2 000 руб. расходов по госпошлине (с учетом уточнения заявленных требований).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Рязанской области имеет дату 06.12.2008, а не 10.12.2008.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Рязанская таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.

В силу п. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Рязанской таможни, рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная коллегия находит, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене.

Как следует из материалов дела, между Питомником “Арбор“ г. Хулшаут (Бельгия) - продавец и Обществом - покупатель заключен контракт N 1 от 26.03.2007, предметом которого является купля-продажа ландшафтных растений - деревьев и кустарников с закрытой корневой системой.

В соответствии с условиями контракта и дополнительного соглашения к нему от 30.03.2008 Питомником “Арбор по накладной международной формы N РА 0002917 от 28.04.2008 отгрузил в адрес Общества живые декоративные растения, привитые для посадки в
открытый грунт (укороченные в горшках с питательным грунтом в общем количестве 624 единиц). Товар поступил в адрес покупателя 06.05.2008.

Выполняя функции декларанта импортного товара, Общество в целях таможенного оформления полученного им 06.05.2008 груза представило Рязанской таможне грузовую таможенную декларацию N 10112040/080508/0004260, которая была принята 08.05.2008 года в 17 час. 28 мин.

В период с 12 час. 10 мин. 12.05.2008 по 13 час. 20 мин. 12.05.2008 должностными лицами таможенного органа произведен досмотр товаров и транспортных средств, о чем составлен акт N 10112040/120508/000800.

По завершении таможенного досмотра Обществу было вручено уведомление от 13.05.2008 о необходимости представления для выпуска товара акта государственного карантинного фитосанитарного контроля, выписки из Государственного реестра селекционных достижений, документов о наличии прививок и о необходимости внесения изменений в графу N 38 вышеуказанной ГТД.

После устранения декларантом предписаний таможенного органа 15.05.2008 выпуск товара был разрешен в свободное обращение.

Полагая, что Рязанской таможней нарушен порядок таможенного досмотра импортного скоропортящегося товара - живых декоративных растений, предназначенных для посадки в открытый грунт, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Разрешая спор по существу заявленных требований, суд исходил из положений ст. ст. 152, 359 ТК РФ, п. п. 61, 62 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России N 1356 от 28.11.2003, согласно которым проведение таможенного досмотра и составление акта ограничиваются временными рамками - одним рабочим днем с момента принятия решения о проведении досмотра.

Установив, что ГТД была подана Обществом в Рязанскую таможню 08.05.2008 в 17 час. 28 мин. и проверена 08.05.2008 в 17 час. 41 мин.,
а таможенный досмотр был произведен только 12.05.2008, суд пришел к выводу о незаконности действий таможни, выразившихся в нарушении порядка и срока проведения таможенного досмотра и оформления товара, в связи с чем признал их незаконными.

Однако судом не учтено следующее.

В силу п. 1 ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Таможенное оформление представляет собой юридическое оформление всех действий, осуществляемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Статьей 60 ТК РФ определено, что таможенное оформление товаров при ввозе товаров начинается в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление;

Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (п. 2 ст. 60 ТК РФ).

В соответствии со ст. 63 ТК РФ при производстве таможенного оформления - лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Формы таможенных документов определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 123 ТК РФ товары подлежат
декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу (ст. 123 Таможенного кодекса).

В силу п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Статьей 131 ТК РФ предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в частности подлежат представлению разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

При этом в соответствии со ст. 66 ТК РФ таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, с учетом положений п. 3 ст. 77 ТК РФ.

В силу ст. 9 Федерального закона N 99-ФЗ от 15.07.2000 “О карантине растений“ ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается, если на указанную продукцию имеются документы на ее ввоз, а также документы, удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям международных договоров Российской Федерации, касающихся карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.

Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации, подлежит обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру.

Письмом Россельхознадзора N ФС-АС-3/10871 от 13.12.2006 утверждена Номенклатура товаров, подлежащих
карантинному фитосанитарному контролю, согласно которой в отношении живых растений (включая их корни) черенки и отводки установлена необходимость оформления фитосанитарных документов (импортное карантинное разрешение на ввоз подкарантинной продукции, карантинный сертификат, акт государственного карантинного фитосанитарного контроля).

Выпуск товаров в силу ст. 149 ТК РФ осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные ст. 152 ТК РФ, при соблюдении, в частности условия о представлении в таможенный орган лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров

Согласно п. 1 ст. 152 ТК РФ таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со ст. 149 ТК РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с п. 2 ст. 359 ТК РФ.

В силу п. 1 ст. 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных ст. 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями ст. 153 ТК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный
суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания незаконными действий (бездействия) таможенного органа необходимо одновременно наличие двух условий - несоответствие действий (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Между тем, разрешая спор по существу заявленных требований, судом не исследовался вопрос, связанный с нарушением прав декларанта в отношении сроков выпуска товара при непредставлении им карантинного сертификата, акта государственного карантинного фитосанитарного контроля.

Указанные обстоятельства не позволяют сделать вывод о наличии достаточных оснований для признания действий таможенного органа незаконными, в связи с чем судом неполно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела.

Согласно п. 3 ст. 15 АПК РФ, принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Решение является законным, если оно вынесено
в соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права.

Решение суда является обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение доводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.

При рассмотрении настоящего спора вышеприведенные требования процессуального закона судом первой и апелляционной инстанций не соблюдены, в связи с чем принятые ими судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.

Учитывая изложенное, в силу ст. 288 АПК РФ решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, предложить сторонам представить все доказательства в обоснование своих позиций, установить фактические обстоятельства, относящиеся к предмету спора, дать оценку доводам сторон, и, правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу N А54-3982/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.