Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 29.04.2009 N Ф10-1476/09 по делу N А48-4133/08-3 Поскольку ответчик в соответствии с действующим законодательством рассчитал объемы электроэнергии, поставленные истцу, по регулируемым и нерегулируемым ценам, а также правильно определил ее стоимость, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска об обязании исполнить обязательства по договору поставки электрической энергии в соответствии с предельными уровнями регулируемых цен, установленных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 N 643, в части приведения в соответствие актов электропотребления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2009 г. N Ф10-1476/09

Дело N А48-4133/08-3

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 29.04.2009 г.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО “Завод сыродельный Ливенский“, г. Ливны Орловской обл., на решение Арбитражного суда Орловской обл. от 29 января 2009 г. по делу N А48-4133/08-3,

установил:

Открытое акционерное общество “Завод сыродельный Ливенский“, Орловская область, г. Ливны, (далее ОАО “Завод сыродельный Ливенский“), обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Открытому акционерному обществу “ИНТЕР РАО ЕЭС“ в лице Орловского филиала, (далее ОАО “ИНТЕР РАО ЕЭС“), об обязании исполнить в 2008
обязательства по договору поставки электрической энергии N 100 от 01.10.2005 в соответствии с предельными уровнями (объемами) регулируемых цен, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643, в части приведения в соответствие актов электропотребления за январь - август 2008 и счетов-фактур N 91/3 от 31.01.2008; N 685/3 от 29.02.2008; N 1149/3 от 31.03.2008; N 2260/3 от 30.04.2008 N ОРЗ 10508-33/3 от 31.05.2008; N ОР300608-843/3 от 30.06.2008; N ОРЗ 10708-1630/3 от 31.07.2008; N ОРЗ 10808-2419/3 от 31.08.2008.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В арбитражном апелляционном суде дело не рассматривалось.

Ссылаясь на то, что судом не были применены подлежащие применению в спорном случае положения Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 г. N 643, ОАО “Завод сыродельный Ливенский“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Орловской области от 29.01.2009 отменить как незаконное, дело направить на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель ОАО “Завод сыродельный Ливенский“ поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.

Представители ОАО “ИНТЕР РАО ЕЭС“ доводы кассационной жалобы не признали, считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 01.10.2005 между ОАО “ИНТЕР РАО ЕЭС“ (поставщик) и ОАО “Завод сыродельный Ливенский“ (покупатель) заключен договор поставки электрической энергии N 100, согласно которому поставщик обязался поставлять, а покупатель - принимать и оплачивать электроэнергию, а также оказанные услуги, на условиях установленных
договором.

Дополнительным соглашением от 01.01.2007 установлено, что электрическая энергия в соответствии с настоящим договором поставляется по регулируемым и нерегулируемым (свободным) (ценам) (тарифам) (пункт 5 дополнительного соглашения).

Согласно п. 6 дополнительного соглашения общая стоимость отпущенной электрической энергии складывается из следующих составляющих: стоимость электрической энергии (мощности), поставляемой по регулируемым ценам; стоимость электрической энергии (мощности), поставляемой по нерегулируемым ценам; стоимость отклонений от договорного (заявленного) объема потребления электрической энергии.

В соответствии с п. 8 дополнительного соглашения, гарантирующий поставщик доводит до сведения абонента рассчитанные за прошедший период предельные уровни нерегулируемых цен в сроки и порядке, установленные законодательством Российской Федерации. Регулируемые цены на электроэнергию устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов.

В силу п. 9 дополнительного соглашения абонент не позднее 15 числа месяца, в котором осуществляется потребление электроэнергии, оплачивает гарантирующему поставщику по тарифу, установленному уполномоченным органом для данной категории потребителей, 50% договорного объема потребления электроэнергии (мощности). До 28 числа текущего месяца абонент оплачивает гарантирующему поставщику стоимость потребленной электрической энергии по регулируемым и свободным ценам (с учетом отклонений) в течение трех рабочих дней с момента получения платежного документа.

На 2008 регулируемые цены (тарифы) на электроэнергию установлены приказом РСТ по Орловской области N 01-06-37 от 01.12.2007.

Ссылаясь на то, что в спорный период ОАО “ИНТЕР РАО ЕЭС“ в нарушение условий договора N 100 и положений Правил оптового рынка электрической энергии мощности переходного периода регулирования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 643 от 24.10.2003 производило расчет за поставленную электроэнергию и выставляло счета по нерегулируемым ценам, ОАО “Завод сыродельный Ливенский“, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение по делу, арбитражный суд
обоснованно исходил из следующего.

Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.

В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Согласно п. п. 4, 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом
исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).

Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации утверждены Правила функционирования розничных рынков от 31.08.2006 N 530.

В пункте 4 Правил функционирования розничных рынков определено, что продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе, для снабжения граждан - потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 529 “О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)“ поставка электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 N 643, осуществляется с 1 сентября 2006.

Как правильно указал арбитражный суд, поскольку законодательством об электроэнергетике предусмотрено государственное регулирование тарифов на электрическую энергию, Правительство Российской Федерации, относящееся к государственным органам, является полномочным
органом в области регулирования цен на электрическую энергию и участники публичного договора - договора энергоснабжения обязаны соблюдать правила, установленные компетентным органом, то ответчик правомерно применил в спорном периоде дифференцированные цены на энергию (регулируемые и нерегулируемые цены).

Судом установлено, что расчет доли поставки электроэнергии по регулируемым и нерегулируемым ценам в спорном периоде ответчик сделал на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 529, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 N 643 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства от 07.04.2007 N 205), Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 и условий договора 01.10.2005 N 100 и дополнительного соглашения.

Использованные ответчиком в расчетах данные подтверждены материалами дела: отчетами НП АТС, справками об объемах электрической энергии, отпущенной гражданам и приравненным к ним категориям потребителей, решением Службы по тарифам Орловской области об утверждении тарифов для ЗАО “ИНТЕР РАО ЕЭС“, информацией с официального сайта НП АТС о размере свободной цены, участвующей в расчете свободной (нерегулируемой) цены (в силу п. 110 Правил розничных рынков данная информация является официальным источником опубликования).

Из материалов дела также следует, что ЗАО “ИНТЕР РАО ЕЭС“ осуществило расчет доли поставки электрической энергии по регулируемым ценам, определив доли поставки электроэнергии по регулируемым ценам, рассчитанной для энергосистемы в целом за расчетный период, долю поставки электрической энергии покупателю по нерегулируемым ценам вычислило в соответствии с п. 109 Правила функционирования розничных рынков как разницу между полным объемом поставленной ответчиком энергии и долей поставки электроэнергии ответчику по регулируемым ценам.

Расчет стоимости электрической энергии выполнен ответчиком в соответствии с разделом 7 Правил функционирования розничных рынков как произведение тарифа на
объем электрической энергии, поставленной истцу по регулируемой цене, включая полный объем потребления электрической энергии населением, и произведение свободной (средневзвешенной) цены, рассчитанной ответчиком в соответствии с п. 109, п. 110 Правило функционирования розничных рынков на объем электрической энергии, поставленной истцу по нерегулируемой цене.

Суммируя стоимость электроэнергии, поставленной по регулируемой и нерегулируемой цене, ответчик получил общую стоимость переданной истцу электроэнергии.

Договором энергоснабжения N 100 от 01.10.2005 г. и дополнительным соглашением к договору N 100, стороны объемы поставки электрической энергии по регулируемым и нерегулируемым ценам (тарифам) в период с января 2008 по август 2008 не согласовали.

Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик в соответствии с действующим законодательством рассчитал объемы электроэнергии, поставленные истцу за период с 01.01.2008 по 31.08.2008, по регулируемым и нерегулируемым ценам, а также правильно определил ее стоимость и, соответственно, обоснованно отказал в удовлетворении иска.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ответчиком не были применены положения Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 г. N 643, были предметом исследования и оценки арбитражного суда и обоснованно отклонены им, поскольку указанные Правила регламентируют порядок покупки по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке электрической энергии в долях от объема производства (потребления) электрической энергии (п. 50 Правил), определенного для участника оптового рынка. Между тем, истец участником оптового рынка не является.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного акта арбитражный кассационный суд не усматривает.

В соответствии со ст. 333.21 ч. 1 п. 12 Налогового кодекса Российской
Федерации при подаче кассационной жалобы размер государственной пошлины составляет 1000 руб.

Заявителем по кассационной жалобе уплачена государственная пошлина в размере 1430 руб. 51 коп (платежное поручение N 502 от 17.03.2009).

На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная в большем размере, чем это предусмотрено законодательством (430 руб. 51 коп.), подлежит возврату.

Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской обл. от 29 января 2009 г. по делу N А48-4133/08-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить ОАО “Завод сыродельный Ливенский“ из средств федерального бюджета 430 руб. 51 коп. излишне уплаченной по платежному поручению N 502 от 17.03.2009 г. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия.