Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 08.04.2009 по делу N А62-5905/2008 Суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в уклонении от утверждения тарифа по водоотведению и очистке сточных вод для заявителя в соответствии с частью 2 статьи 5 ФЗ “Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса“, так как ООО какие-либо заявления и документы по вопросу установления тарифа по водоотведению и очистке сточных вод в орган местного самоуправления не представлялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2009 г. по делу N А62-5905/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО “КомХоз“ на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.01.2009 по делу N А62-5905/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “КомХоз“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Смоленска (далее - Смоленск), выразившееся в уклонении от утверждения тарифа по водоотведению и очистке сточных вод для Общества в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса“, а также в целях устранения незаконного бездействия
возложении на администрацию обязанности внести изменения в постановление Администрации города Смоленска от 23.11.2007 N 570 “Об утверждении тарифа на услуги по водоотведению и очистке сточных вод ООО “КомХоз“ в части указания размера экономически обоснованного тарифа, обеспечивающего финансовые потребности ООО “КомХоз“ на период с 17.08.2007 по 04.03.2008 (срок действия вышеуказанного постановления) в соответствии с Федеральным законом “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ N 210-ФЗ от 30.12.2004, производственной программой от 10.09.2007 и решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.07.2008 по делу N А62-176/2008 (с учетом уточненных требований).

Решением суда от 14.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит решение отменить, так как выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судебный акт принят с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Общество оказывает услуги по водоотведению и очистке сточных вод (жидких отходов) в соответствии с лицензией на водопользование от 27.12.2006 N 045988, выданной Московско-Окским БВУ Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации.

Постановлением администрации от 14.03.2007 N 683-адм “Об утверждении (применении) тарифа на услуги по водоотведению ООО “КомХоз“ для Общества установлены тарифы по водоотведению для расчетов с потребителями (кроме населения) с 05.03.2007 по 04.03.2008 в размере 10,36 руб. (без НДС) за один куб. м, с 07.10.2006 по 04.03.2007 - в размере 9,37 руб. (без НДС) за один куб. м.

Постановлением администрации от 05.04.2007 N 1450-адм изменена редакция вышеуказанного постановления, включившая в услуги по водоотведению и очистку сточных вод.

Посчитав,
что постановление от 14.03.2007 N 683-адм (в редакции постановления от 05.04.2007 N 1450-адм) не соответствует Закону РФ от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции от 29.12.2006) “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, Общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным указанного нормативного акта и обязании Администрации г. Смоленска утвердить новый тариф по очистке сточных вод, исходя из представленных Обществом расчетов.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.08.2007 по делу А62-1705/2007, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.11.2007, указанный нормативный акт признан недействующим по мотивам неправомерности применения к впервые установленным для Общества тарифам ограничения предельным индексом. В удовлетворении остальной части требований отказано.

10 сентября 2007 года Общество обратилось в Администрацию города Смоленска с новой производственной программой и предложением установить тариф на водоочистку и водоотведение сточных вод в размере 162,92 рублей (без НДС) со ссылкой на то, что только этот размер тарифа может обеспечить безубыточность работы заявителя.

Заключением комиссии по формированию цен, тарифов и надбавок администрации от 15.11.2007 рекомендовано утвердить для ООО “КомХоз“ на период с 17.08.2007 по 04.03.2008 тариф на водоотведение в размере 27,31 руб. за 1 куб. м. (без НДС) в связи с исключением из расчета ряда затрат Общества.

Постановлением администрации от 23.11.2007 N 570 указанные тарифы для Общества утверждены.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты 1, 2, 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.1004 N 210-ФЗ, а не пункты 1, 2, 5 статьи 3.

Считая, что размер тарифа, утвержденный постановлением от 23.11.2007 N 570, принят в нарушение положений пунктов 1, 2, 5 статьи
3, пунктов 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции от 29.12.2006) “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, тариф не обеспечивает поступление средств, необходимых для выполнения производственной программы заявителя, и не обеспечивает безубыточность его деятельности, ООО “КомХоз“ обратилось в суд с заявлением о признании указанного постановления недействительным.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.07.2008 по делу А62-176/2008 оспариваемое постановление признано не соответствующим положениям Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ и недействующим. Суд пришел к выводу, что при расчете тарифа администрацией без достаточных оснований занижены расходы на сумму 745,72 тыс. руб. и прибыль на 80,69 тыс. руб.

До настоящего времени изменения в нормативный акт, признанный недействующим, администрацией не внесены, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований Общество ссылается на пункт 3.3. Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О, согласно которому Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит указаний на момент, с которого признанный недействующим нормативный правовой акт прекращает свое действие (с момента вынесения решения судом или издания нормативного акта). Однако в соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом акта недействительным нарушенное право в любом случае подлежит восстановлению или защите в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общество просит восстановить его законное право на установление экономически обоснованного тарифа на его услуги, обеспечивающего его финансовую безубыточность, путем удовлетворения судом заявленных требований. Кроме того, в статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо говорится о внесении изменений
в признанный недействующим нормативный акт без каких-либо ограничений, что является способом восстановления нарушенных прав.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса“ (далее - Закон N 210-ФЗ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей и установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В силу п. 1 ст. 13 Закона N 210 тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 Закона.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации от 23.11.2007 N 570 Обществу на период с 17.08.2007 по 04.03.2008 утвержден тариф на услуги по водоотведению и очистке сточных вод для расчетов с потребителями (кроме населения) в размере 27,31 руб. (без НДС) за один куб. м.

Срок действия указанного постановления истек 04.03.2008.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, завершившегося вынесением Определения 12.07.2006 N 182-О, являлся вопрос о правомерности прекращения производства по делу об оспаривании нормативного акта в случае, когда этот нормативный акт утратил свою силу.

Арбитражный суд Смоленской области с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении, рассмотрел спор о признании недействующим постановления администрации от 23.11.2007 N 570 по существу. Решение суда по
делу А62-176/2008 вступило в законную силу 07.07.2008.

Решение регулирующего органа не подлежит применению с момента вступления в законную силу решения суда (ч. 5 ст. 195 АПК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.11.2007 N 763-О-О, решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности этого нормативного правового акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.

Действующим законодательством не установлено такое последствие признания нормативного акта недействующим, как пересмотр его действия в период, когда он являлся обязательным для неопределенного круга лиц.

На основании изложенного суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований. При этом судом учтено, что после 07.07.2008 Обществом какие-либо заявления и документы по вопросу установления тарифа по водоотведению и очистке сточных вод в администрацию не представлялись, договор аренды Обществом очистных сооружений от 18.11.2006, ранее представленный администрации в целях обоснования размера спорного тарифа, имел срок действия до 17.10.2007.

Ссылка Общества на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О в части применения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно отклонена судом первой инстанции, так как положения указанной нормы не применены самим заявителем.

Обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.01.2009 по делу N А62-5905/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.