Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 02.04.2009 по делу N А62-3052/2008 Исследовав представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что при отсутствии утвержденного Правительством РФ перечня особо ценных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения подлежит применению ст. 100 Земельного кодекса РФ, в связи с чем оспариваемое постановление органа местного самоуправления противоречит ст. 3.2 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ и правомерно признано судом недействительным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2009 г. по делу N А62-3052/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.10.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 по делу N А62-3052/2008,

установил:

Государственное научное учреждение “Смоленский научно-исследовательский институт сельского хозяйства“ Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Администрации Смоленской области (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 06.06.2008 N 329 “О включении земельных участков в границы отдельных населенных пунктов Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области“.

Решением суда
от 27.10.2008 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых судебных актов.

Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области от 06.09.2007 N 1191-р Учреждению предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 67:18:000 00 00:0021, находящимся в федеральной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 47106000 кв. м, расположенным по адресу: Смоленская область, Смоленский район, Дивасовский сельский округ, с разрешенным использованием “для ведения сельскохозяйственного производства“.

Указанное право зарегистрировано за Учреждением, что подтверждается свидетельством от 19.11.2007 серии 67АБ N 230170.

В соответствии со ст. 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (далее - Закон N 137-ФЗ) Администрацией принято постановление от 06.06.2008 N 329 “О включении земельных участков в границы отдельных населенных пунктов Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области“, которым земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в федеральной собственности, предоставленные заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, включены в границы следующих населенных пунктов Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области: деревня Холм - земельные участки с кадастровым номером 67:18:001 02 03:0001, площадью 3 290 000 кв. м; с кадастровым номером 67:18:001 02 03:0002, площадью 10 381 046 кв. м (п. 1 постановления); деревня Бакштово - земельные участки с кадастровым номером 67:18:001 02 03:0003, площадью 6 405 785 кв.
м; с кадастровым номером 67:18:001 03 02:0013, площадью 144 352 кв. м (п. 2 постановления); деревня Долгая Ольша - земельные участки с кадастровым номером 67:18:001 02 03:0004, площадью 67 805 кв. м; с кадастровым номером 67:18:001 03 02:0012, площадью 4 850 850 кв. м (п. 3 постановления); село Ольша - земельные участки с кадастровым номером 67:18:001 03 02:0014, площадью 127 551 кв. м; с кадастровым номером 67:18:001 03 02:0015, площадью 130 352 кв. м; с кадастровым номером 67:18:001 03 02:0016, площадью 97 017 кв. м; с кадастровым номером 67:18:001 03 02:0017, площадью 72 856 кв. м (п. 4 постановления); деревня Шестаки - земельные участки с кадастровым номером 67:18:002 02 01:0019, площадью 5 300 000 кв. метров; с кадастровым номером 67:18:002 02 01:0020, площадью 370 000 кв. метров; с кадастровым номером 67:18:002 02 01:0021, площадью 57 578 кв. метров; с кадастровым номером 67:18:002 02 01:0022, площадью 9 992 616 кв. метров; с кадастровым номером 67:18:002 02 01:0023, площадью 1 137 459 кв. метров (п. 5 постановления); деревня Соколово - земельный участок с кадастровым номером 67:18:002 02 02:0020, площадью 4 698 420 кв. метров (п. 6 постановления).

Указанным постановлением, с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации от 13.10.2008 N 553, по названным земельным участкам изменен вид разрешенного использования с “для ведения сельскохозяйственного производства“ на “жилищное строительство“.

Полагая, что в отношении земельных участков, имеющих особую научную ценность, не подлежат применению положения ст. 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании
вышеуказанного постановления Администрации недействительным.

Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 3.2 Закона N 137-ФЗ в случае принятия в период с 1 мая 2007 года по 1 ноября 2008 года решений о включении находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации до 1 мая 2007 года.

Пунктом 2 статьи определено, что Правительство Российской Федерации вправе включать в перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, исключительно особо ценные продуктивные земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям.

Указанный перечень в установленный названной статьей срок (до 01.05.2007) не утвержден.

При этом судами отмечено, что на спорные земельные участки распространяется установленный п. 2 ст. 3.2 Закона N 137-ФЗ запрет на включение их в границы населенных пунктов для жилищного строительства.

Статьей 100 Земельного кодекса РФ к особо ценным землям отнесены земельные участки, предназначенные, в частности, для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций, к числу которых в соответствии с п.п. 1.1, 1.6, 1.7 устава Учреждения относится заявитель.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок,
принадлежащий Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, представляет особую научную ценность, поскольку на его территории в течение длительного периода времени проводятся многофакторные стационарные опыты с минеральными и органическими удобрениями, а также с известковыми материалами.

Согласно сообщению ГНУ “Всероссийский научно-исследовательский институт агрохимии им. Д.Н.Прянишникова“ проводимые опыты не могут быть перенесены на другие территории, поскольку результаты длительного действия и последствий удобрений привязаны к фиксированным почвенным и ландшафтным свойствам территории проведения опытов.

Исследовав представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что при отсутствии утвержденного Правительством РФ перечня особо ценных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения подлежит применению ст. 100 Земельного кодекса РФ, в связи с чем оспариваемое постановление противоречит ст. 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

В случае принудительного прекращения в соответствии с настоящей статьей права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые предоставлены федеральным государственным учреждениям, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых в соответствии с настоящей статьей принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, указанным федеральным государственным учреждениям земельные участки, равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения, включенным в границы населенных пунктов (п. 10 ст. 3.2 Закона N 137-ФЗ).

Между тем, судом отмечено, что в случае изъятия указанного земельного участка Учреждению не может быть предоставлен равнозначный земельный участок, поскольку проводимые на нем опыты не могут быть перенесены на иные
территории (срок закладки опытов около 40 лет), результаты проводимых опытов требуют наблюдения в динамике и для проведения указанных опытов необходимы соответствующие природно-почвенные условия.

Указанное обстоятельство судом также расценено как противоречие оспариваемого постановления вышеназванной норме права.

Суд обоснованно отметил, что данное постановление нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, поскольку на его основании у Учреждения могут быть изъяты спорные земельные участки.

Частью 1 ст. 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые
действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление Администрации противоречит положениям ст. 100 Земельного кодекса РФ, ст. 3.2 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, нарушает законные права и интересы Учреждения, в связи с чем правомерно признано судом недействительным.

Поскольку доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятых судебных актов.

Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому денежные средства в сумме 1000 рублей, перечисленные Администрацией за рассмотрение кассационной жалобы, подлежат возврату.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.10.2008 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 по делу N А62-3052/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Департаменту финансов Смоленской области аппарату Администрации Смоленской области государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы по платежному поручению
от 12.02.2009 N 211.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.