Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 25.03.2009 по делу N А14-15754/2008/2/30 Поскольку согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, проведение должностным лицом налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2009 г. по делу N А14-15754/2008/2/30

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.12.2008 г. по делу N А14-15754-2008/2/30,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Лесторг“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г. Воронежа от 21.11.2008 г. N 16-26/86 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

Не согласившись с решением суда,
налоговый орган обратился с кассационной жалобой.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 21.10.2008 г. Инспекцией ФНС РФ по Ленинскому району г. Воронежа проведена проверка соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ в принадлежащем ООО “Лесторг“ магазине “Одежкин“, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Летчика Колесниченко, 29, в ходе которой установлено осуществление продавцом-кассиром платной услуги по изготовлению ксерокопии документа без применения контрольно-кассовой машины, о чем составлены акт от 21.10.2008 г. N 16-26/480 и протокол об административном правонарушении от 06.11.2008 г. N 16-26/78.

Постановлением налогового органа от 21.11.2008 г. N 16-26/86 ООО “Лесторг“ привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.

Считая постановление инспекции незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с п. 1. ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ на юридических лиц возложена обязанность применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих
реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.

Разрешая спор, суд обоснованно исходил из следующего.

В силу ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506, осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, но не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Согласно Федеральному закону от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ проверочная закупка допускается как оперативно-разыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.

В соответствии со статьей 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-разыскные мероприятия.

Указанное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 г. N 3125/08.

Как установлено судом и следует из материалов дела, проверочная закупка по оказанию услуг по снятию копии с документа осуществлена лично сотрудником инспекции, что не оспаривается налоговым органом.

Поскольку согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом ККТ не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее
событие правонарушения.

При таких обстоятельствах, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Поскольку по правилам ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ, п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются, то уплаченная налоговым органом за подачу кассационной жалобы по платежному поручению от 29.01.2009 г. N 1357 госпошлина в размере 1000 руб., подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.12.2008 г. по делу N А14-15754/2008/2/30 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г. Воронежа - без удовлетворения.

Возвратить Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г. Воронежа из федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы, уплаченную по платежному поручению от 29.01.2009 г. N 1357 в размере 1000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.