Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.06.2009 по делу N А51-394/2009 В иске о признании незаконным включения спорных помещений в реестр федерального имущества отказано, поскольку вступившими в законную силу судебными актами подтверждается право собственности РФ на спорное имущество и оно не подпадает под объекты, подлежащие передаче в муниципальную собственность.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2009 г. по делу N А51-394/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2009 г. Решение в полном объеме изготовлено 24 июня 2009 г.

Арбитражный суд Приморского края

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску администрации г. Владивостока к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, третьи лица - Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока, филиал Федерального государственного бюро технической инвентаризации по Приморскому краю, о признании незаконным включения здания в реестр федерального имущества, об обязании исключить спорные помещения из реестра, о признании права муниципальной собственности.

Суд

установил:

администрация
г. Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю (далее - ТУ ФАУГИ по Приморскому краю), третье лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока (далее - ИФНС по Советскому району г. Владивостока), о признании незаконным включение здания по ул. Русской, 19 части нежилых помещений общей площадью 1 017, 4 кв. м в реестр федерального имущества, об обязании исключить спорные помещения из реестра, о признании права муниципальной собственности на спорные помещения.

Определением от 26.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен филиал Федерального государственного предприятия “Ростехинвентаризация“ - Федеральное бюро технической инвентаризации по Приморскому краю (далее - Федеральное БТИ по Приморскому краю).

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении требований, указав, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю (в настоящее время переименовано в ТУ ФАУГИ по Приморскому краю) незаконно было внесено в реестр федерального имущества не 1 546, 7 кв. м, а все административное здание, расположенное по адресу г. Владивосток, ул. Русская, 19, площадью 2 564, 10 кв. м, нарушив тем самым законные права и интересы органа местного самоуправления на часть здания, используемую им в лице ее структурных подразделений на день вступления в законную силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. В настоящее время распоряжением ТУ ФАУГИ по Приморскому краю все спорное здание закреплено на праве оперативного управления за
ИФНС по Советскому району г. Владивостока.

В судебном заседании в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом было удовлетворено ходатайство истца об уточнении требований, основанных на акте инвентаризации помещений, занимаемых структурными подразделениями г. Владивостока, в соответствии с которым истец просит исключить из реестра федерального имущества следующие кабинеты: на первом этаже: холл - 16 кв. м, каб. 1 - 32, 9 кв. м, каб. 3 - 32,7 кв. м, тех. Помещение - 14, 3 кв. м, каб. 6а - 16, 8 кв. м; на втором этаже: каб. 17 - 33, 4 кв. м, каб. 18 - 16, 5 кв. м, каб. 19 - 32, 2 кв. м, каб. 20 - 49, 1 кв. м, каб. 21 - 16, 3 кв. м, каб. 23 - 47, 5 кв. м, приемная - 14, 8 кв. м, туалетные комнаты - 14 кв. м и 15 кв. м; на третьем этаже: каб. 30 - 14, 9 кв. м, каб. 32 - 46, 6 кв. м, приемная - 31, 8 кв. м, избирательная комиссия - 31, 7 кв. м, каб. 33 - 16, 6 кв. м, каб. 34 - 30, 3 кв. м, каб. 35 - 16, 1 кв. м и 12 кв. м; каб. 38 - 16, 8 кв. м, каб. 39 - 16, 8 кв.., каб. 40 - 16, 2 кв. м, каб. 41 - 16, 4 кв. м, каб. 42 - 16, 4 кв. м, каб. 43 - 32, 7 кв. м, каб. 44 - 14, 9 кв.
м и 17, 4 кв. м, туалетные комнаты - 14 кв. м, и 15 кв. м; на четвертом этаже: каб. 45 - 33, 6 кв. м, каб. 46 - 14, 3 кв. м, каб. 47 - 16 кв. м, каб. 48 - 16, 7 кв. м, каб. 49 - 31, 2 кв. м, 15, 6 кв. м и 16, 7 кв. м, каб. 50 - 64, 4 кв. м, каб. 51 - 15, 6 кв. м.

Ответчик с иском не согласился.

Третье лицо - ИФНС по Советскому району г. Владивостока с иском не согласилось, считает, что правомерность выделения спорного помещения установлена арбитражным судом в рамках дела N А51-13133/2007-29-455, по результатам рассмотрения которого администрации г. Владивостока было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа ТУ ФАУФИ по Приморскому краю о безвозмездной передаче в муниципальную собственность нежилых помещений по ул. Русская, 19 и об обязании передать в муниципальную собственность данные нежилые помещения. Кроме того, в рамках дела N А51-11715/1998-21-2 судом было установлено, что спорные помещения были предоставлены органами местного самоуправления администрации г. Владивостока неправомерно. Поскольку требования, заявленные истцом в рамках настоящего дела, тождественны требованиям, заявленным им в рамках дела N А51-11715/1998-21-2, ИФНС по Советскому району г. Владивостока считает, что исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения. Кроме того, ИФНС по Советскому району г. Владивостока сделало заявление о пропуске срока исковой давности.

Третье лицо - Федеральное БТИ по Приморскому краю сообщило суду, что общая площадь спорных помещений 2 564, 1 кв. м.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд счел иск не подлежащим удовлетворению
по следующим основаниям.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.03.1998 по делу N А51-11715/1998-21-2, оставленным в силе постановлением кассационной инстанции от 22.06.1998, Комитету по управлению имуществом г. Владивостока, третьи лица - Комитет по управлению имуществом по Приморскому краю, мэрия г. Владивостока, было отказано в удовлетворении требований к администрации Советского района г. Владивостока, о выселении из помещений, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 19, и взыскании убытков в размере 65 326 128 руб., составляющих неполученную истцом арендную плату.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2007 по делу N А51-9146/2007-24-347, Департаменту имущественных отношений Приморского края, третьи лица - Департамент социальной защиты населения администрации Приморского края, ИФНС по Советскому району г. Владивостока, было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ТУ ФАУФИ по Приморскому краю, выраженное в непринятии решения о безвозмездной передаче нежилых помещений общей площадью 395, 7 кв. м, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 19, в государственную собственность Приморского края, о признании недействительным распоряжения ТУ ФАУФИ по Приморскому краю, которым за ИФНС по Советскому району г. Владивостока были закреплены спорные помещения на праве оперативного управления и об обязании ТУ ФАУФИ принять решение о безвозмездной передаче спорных нежилых помещений в государственную собственность Приморского края.

Указанное решение постановлением кассационной инстанции от 17.04.2008 было оставлено без изменения.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.02.2008 по делу N А51-13133/2007-29-455, оставленным в силе постановлениями апелляционной инстанции от 14.05.2008 и кассационной инстанции от 21.08.2008, администрации г. Владивостока было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа ТУ ФАУФИ по Приморскому краю в безвозмездной передаче в муниципальную собственность нежилых
помещений, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 19 и об обязании ответчика рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче данных помещений в муниципальную собственность. Третьим лицом к участию в деле была привлечена ИФНС по Советскому району г. Владивостока.

В обоснование своих требований истец указывает, что ТУ ФАУФИ по Приморскому краю незаконно внесло сведения в реестр федерального имущества в отношении всего здания, располагающегося по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 19, несмотря на то, что в нежилых помещениях площадью 1 017, 4 кв. м располагаются структурные подразделения администрации г. Владивостока.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-11715/1998-21-2 установлено, что все здание, располагающееся по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 19, является государственной собственностью, поскольку было построено в 1965 году за счет средств партийного бюджета КПСС и предоставлено для размещения исполнительного комитета Советского района, в связи с чем, данное имущество передано в государственную собственность в соответствии с пунктом 3 указа Президента Российской Федерации от 06.11.1991 N 169 “О деятельности КПСС и КП РСФСР“.

На момент рассмотрения указанного дела спорные помещения использовались администрацией Советского района на праве оперативного управления, которое в соответствии с п. 4 Указа Президента Российской Федерации N 75 от 22.08.1991 “О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР“ является правопреемником исполнительного комитета Советского района Совета народных депутатов.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что спорное здание не подпадает под объекты, подлежащие передаче в муниципальную собственность.

В материалах настоящего дела имеется архивная копия постановления бюро Приморского крайкома КПСС (финансовый отчет) от 04.02.1965 и архивная выписка из протокола заседания бюро Приморского крайкома
КПСС от 28.08.21990, согласно которым спорное здание было построено в 1965 году за счет средств партийного бюджета КПСС и предоставлено для размещения исполнительного комитета Советского района, в связи с чем, в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 06.11.1991 N 169 “О деятельности КПСС и КП РСФСР“ имущество является федеральной собственностью.

Имеющееся в материалах дела регистрационное удостоверение от 12.07.1988 N 432, выданное Бюро технической инвентаризации Владивостокского горисполкома, в соответствии с которым собственником спорного здания является Советский районный исполнительный комитет г. Владивостока, правопреемником которого в последующем стала администрация Советского района, не подтверждает наличия муниципальной собственности на спорное имущество по следующим основаниям.

Решение исполнительного комитета Владивостокского городского Совета народных депутатов от 26.04.1972 N 364, послужившее основанием для выдачи регистрационного удостоверения, содержит указание только на передачу спорного помещения для размещения Советского районного исполнительного комитета г. Владивостока, а не на передачу данного помещения в собственность.

С учетом указанных обстоятельств, а также, принимая во внимание вступившее в законную силу решение по делу N А51-11715/1998-21-2, которое в соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, арбитражный суд считает, что ответчик правомерно включил сведения о спорном имуществе в реестр федерального имущества, а ответчик, прекратил раннее зарегистрированное право муниципальной собственности (письмо УМИГА г. Владивостока от 06.05.2006 N 228Д).

В настоящее время, указанный объект зарегистрирован ответчиком на праве оперативного управления за федеральным органом исполнительной власти - ИФНС по Советскому району г. Владивостока, что также соответствует ст. 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 6
пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а не абзац 3 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Ссылка истца на абз. 3 п. 11 ст. 154 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в соответствии с которым находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, судом отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ вопрос о передаче федерального имущества в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (т.е. ответчиком).

В материалы дела не представлено доказательств, что ответчиком
принималось решение о передаче федерального имущества в муниципальную собственность по правилам Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, которое в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ является основаниями возникновения права собственности на имущество.

Использование спорных помещений органами местного самоуправления не влечет возникновение права муниципальной собственности.

При указанных обстоятельствах требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Арбитражный суд отклоняет довод третьего лица, что исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку предмет исковых требований по настоящему делу и по делу N А51-11715/1998-21-2 различны.

Суд не дает оценки доводу третьего лица об истечении срока исковой давности, так как, согласно ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, ИФНС по Советскому району г. Владивостока, являясь третьим лицом, в силу ст. 44 АПК РФ не относится к стороне в настоящем споре.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 АПК РФ, суд

решил:

в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.