Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 11.02.2009 по делу N А23-1137/08Г-6-94 Дело по иску об обязании освободить имущество, находящееся в собственности РФ, и о взыскании неосновательного обогащения направлено на новое рассмотрение, поскольку суды не сослались на действующее законодательство РФ, которым предусмотрена иная - не право хозяйственного ведения или оперативного управления - форма предоставления агентством по управлению государственным имуществом и его правопредшественником имущества государственному предприятию почтовой связи.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2009 г. по делу N А23-1137/08Г-6-94

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2009.

Постановление изготовлено в полном объеме 11.02.2009.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГУП “Почта России“ в лице УФПС Калужской области - филиала ФГУП “Почта России“ на решение Арбитражного суда Калужской области от 08.08.2008 и на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2008 по делу N А23-1137/08Г-6-94,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области (далее - ТУ Росимущества по Калужской области), г. Калуга, обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию “Почта России“
в лице УФПС Калужской области - филиала ФГУП “Почта России“ (далее - ФГУП “Почта России“), г. Калуга, об обязании освободить имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, общей площадью 435,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Калуга, ул. Карпова д. 4, а именно: комнаты N N 1, 2, 3, 11, 19 на первом этаже, комнаты N N 1 - 19 и лестничные клетки А и Б на втором этаже и о взыскании неосновательного обогащения вследствие пользования указанным имуществом в размере 1 999 182 руб. 74 коп. за период с 08.09.2005 по 30.04.2008.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 08.08.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2008 указанное решение оставлено без изменения.

Не согласившись с названными судебными актами, ответчик обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 08.08.2008 и постановление апелляционной инстанции от 21.11.2008 отменить, в удовлетворении иска отказать. При этом истец ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права.

В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы, представитель истца просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу следующих обстоятельств.

Как установлено судебными инстанциями, объект недвижимости - главный дом усадьбы Фалеева - Сухозанет XIX века, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Карпова, д. 4 (ранее Ворошилова, 4), находится в федеральной собственности, что подтверждается постановлением
Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 “О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР“.

01.01.1974 указанный объект недвижимости поставлен на баланс Управления культуры Калужской области (т. 1 л.д. 41).

Согласно выписке из реестра федерального имущества N 153 от 08.12.2004 (т. 1 л.д. 140) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 N 696 памятник архитектуры - главный дом усадьбы Фалеева - Сухозанет, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Карпова, д. 4, внесен в реестр федерального имущества.

03.09.1998 между Комитетом по управлению государственным имуществом по Калужской области (арендодатель), ГУК “Дирекция по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения“ (балансодержатель), с одной стороны, и ГУ Управление Федеральной почтовой связи Калужской области (арендатор) был подписан договор N 162-П аренды помещений общей площадью 401,1 кв. м, расположенных по адресу: г. Калуга, ул. Карпова, д. 4, согласно условиям которого арендатору передавались комнаты N N 1, 2, 3, 11, 19, лестничная клетка В, находящиеся на первом этаже здания, комнаты N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, находящиеся на втором этаже здания.

По акту приема-передачи от 01.01.1998 вышеназванные помещения были переданы ГУ Управление Федеральной почтовой связи Калужской области.

Дополнительным соглашением от 01.02.2001 арендуемая площадь была увеличена до 425,9 кв. м за счет включения в ее состав комнат N N 7 - 11, 13 - 19, лестничных клеток А, В, расположенных на втором этаже здания.

Согласно пункту 2.2 договора срок договора аренды устанавливается с 01.09.1998 по 31.12.2001. Дополнительным соглашением от 01.01.2002 срок аренды продлен по 31.12.2002.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р с целью предоставления услуг почтовой
связи на территории Российской Федерации создано федеральное государственное унитарное предприятие “Почта России“.

С 01.01.2004 в арендуемом ГУ Управление Федеральной почтовой связи Калужской области спорном помещении, расположенном по адресу: г. Калуга, ул. Карпова, д. 4, стало осуществлять свою деятельность и ФГУП “Почта России“.

Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ N 1006-р и Министерства РФ по связи и информатизации N ЛР-П5-1511 “О наделении ФГУП “Почта России“ федеральным имуществом“ от 01.03.2004, в целях исполнения Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, был утвержден перечень государственных учреждений - Управлений федеральной почтовой связи (ГУ УФПС), федеральное имущество которых подлежит передаче ФГУП “Почта России“.

Пунктом 24 указанного перечня предусмотрено, что передаче ФГУП “Почта России“ подлежит Управление федеральной почтовой связи Калужской области. В пункте 2 данного распоряжения отмечено, что передаче подлежит федеральное имущество, закрепленное за ГУ УФПС Калужской области на праве оперативного управления.

Распоряжением Правительства РФ от 08.09.2005 N 1362-р принято решение о ликвидации федеральных государственных учреждений, согласно перечню, утвержденному данным распоряжением. Пунктом 39 Перечня установлено, что ликвидации подлежит Управление федеральной почтовой связи Калужской области.

Согласно п. 3 названного распоряжения, за ФГУП “Почта России“ закрепляется на праве хозяйственного ведения имущество ликвидируемых федеральных государственных учреждений.

Выпиской из ЕГРЮЛ от 13.02.2008 N 470 подтверждается, что в настоящее время ГУ УФПС Калужской области находится в стадии ликвидации, о чем 22.09.2005 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (т. 1 л.д. 78 - 88).

31.08.2007 ТУ Росимущества по Калужской области направило ФГУП “Почта России“ письмо N 2295, в котором сообщило, что с 01.12.2007 оно расторгает договор аренды N 162-П в порядке п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ. К указанному письму
была приложена претензия, в которой ТУ Росимущества по Калужской области предлагало ФГУП “Почта России“ в добровольном порядке уплатить задолженность по арендной плате.

В свою очередь 08.10.2007 ФГУП “Почта России“ направило ТУ Росимущества по Калужской области ответ, в котором указало, что поскольку права и обязанности ГУ УФПС Калужской области по договору аренды N 162-П ему не передавались, то основания для расторжения указанного договора у него отсутствуют, как отсутствуют и основания для перечисления арендодателю арендной платы.

Данное обстоятельство послужило поводом для обращения ТУ Росимущества по Калужской области в арбитражный суд с иском к ФГУП “Почта России“ о расторжении договора аренды N 162-П от 03.09.1998, выселении ответчика из спорного помещения, а также о взыскании арендной платы.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.02.2008 по делу N А23-3375/07Г-16-58 договор аренды N 162-П от 03.09.1998 признан незаключенным.

Ссылаясь на то, что незаключенная сделка не порождает каких-либо прав и обязанностей, а также на то, что собственник имущества в лице ТУ Росимущества по Калужской области не передавал ФГУП “Почта России“ в пользование спорный объект недвижимости, в связи с чем последнее занимает данное помещение без законных на то оснований, ТУ Росимущества по Калужской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций исходя из положений ст. 301, ст. 1102, ст. 1103 Гражданского кодекса РФ, и указав на отсутствие правопреемства между ликвидируемым ГУ УФПС Калужской области и ФГУП “Почта России“, а также сославшись на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.02.2008 по делу N А23-3375/07Г-16-58, пришли к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Однако
судебная коллегия не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций в связи с нижеизложенным.

Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона РФ 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ государственное предприятие может быть создано в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена.

В силу Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 предприятия связи относятся к исключительной собственности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона РФ от 17.07.1999 N 176-ФЗ “О почтовой связи“ средства почтовой связи, подъездные пути и иное имущество предоставляются организациям федеральной почтовой связи в хозяйственное ведение или оперативное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.

При этом в силу ст. 2 указанного Федерального закона под средствами связи понимаются здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование и почтовый транспорт, почтовые конверты и почтовые карточки, почтовая тара, используемые для оказания услуг почтовой связи.

В соответствии с п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Статьями 294 и 296 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность закрепления имущества за государственным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 “О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений“ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (в настоящее время Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) осуществляет в отношении находящихся
в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений: 1) закрепление их на праве оперативного управления или передачу в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям; 2) закрепление их на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями.

Таким образом, признавая исковые требования обоснованными, суды не сослались на действующее законодательство Российской Федерации, которым предусмотрена иная - не право хозяйственного ведения или оперативного управления - форма предоставления агентством по управлению государственным имуществом и его правопредшественником имущества государственному предприятию почтовой связи.

В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

На основании изложенного, а также, учитывая, что материалами дела, в частности Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р, совместным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ N 1006-р и Министерства РФ по связи и информатизации N ЛР-П5-1511 “О наделении ФГУП “Почта России“ федеральным имуществом“ от 01.03.2004, Распоряжением Правительства РФ от 08.09.2005 N 1362-р, подтверждается фактическая передача ФГУП “Почта России“ спорного имущества, а обстоятельства, касающиеся использования помещения с момента ввода его в эксплуатацию, судами не исследовались, судебная коллегия считает вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у ответчика законных оснований для пользования спорными помещениями необоснованным.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает необходимым решение от 08.08.2008 и постановление апелляционной инстанции от 21.11.2008 отменить, а дело направить на
новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Суду области при новом рассмотрении дела следует устранить отмеченные недостатки, установить фактическое нахождение предприятия почтовой связи в спорном помещении, а также период такого нахождения и, с учетом установленных обстоятельств, разрешить спор.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 3 ч. 1 ст. 287; ч. 1 ст. 288; 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 08.08.2008 и на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.3008 по делу N А23-1137/08Г-6-94 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.