Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.06.2009 по делу N А51-5597/2009 Действия эмитента, связанные с непредставлением банковских реквизитов своего расчетного счета акционеру, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, которое может быть признано судом малозначительным в случае, если эмитент добросовестно заблуждался в отсутствии у него обязанности по размещению такой информации в сети Интернет и устранил допущенное нарушение.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 июня 2009 г. по делу N А51-5597/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 02 июня 2009 года.

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества “Центрремтехпредснаб“

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном Федеральном округе

о признании незаконным и отмене постановления от 02.04.2009 N 20-09-061/ап,

установил:

Закрытое акционерное общество “Центрремтехпредснаб“ (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном Федеральном округе (далее - отделение, административный орган) от 02.04.2009 N 20-09-061/ап о назначении административного наказания.

Заявитель требования поддержал
по основаниям, изложенным в заявлении, и указал, что оспариваемое постановление не соответствует статье 29.10 КоАП РФ, а во вменяемом ему правонарушении отсутствует само событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Заявитель указал, что частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ ответственность установлена за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, в то время, как в спорной ситуации речь идет о получении акционером общества информации о банковских реквизитах с целью внесения оплаты за копии тех документов, которые предоставляются только заранее определенному кругу лиц - акционерам.

Общество обратило внимание суда, что предписание административного органа было исполнено, а информация о банковских реквизитах общества была размещена в Интернете до вынесения оспариваемого постановления, в связи с чем в действиях общества отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Кроме того, в случае, если суд придет к выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях общества, заявитель на основании статьи 2.9 КоАП РФ просит признать правонарушение малозначительным.

Административный орган требования общества не признает, ссылаясь на доказанность факта совершения административного правонарушения и соблюдение процессуальных норм действующего законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Представитель отделения пояснил, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем у суда отсутствуют основания признавать совершенное правонарушение малозначительным.

Выслушав пояснения заявителя и административного органа, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

10 февраля 2009 года акционер Л. в порядке статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ (далее -
Закон N 208-ФЗ) обратился к обществу с требованием о предоставлении информации о наименовании сайта в сети Интернет, на котором общество размещает банковские реквизиты.

В ответ на требование общество письмом от 16.02.2009 пояснило, что в силу пункта 1 статьи 91 Закона N 208-ФЗ к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры, имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

27 февраля 2009 года в административный орган поступила жалоба от Л. на действия общества, по результатам рассмотрения которой в адрес общества 11 марта 2009 года были направлены следующие документы:

- предписание за номером 20-09-МА-03/76, которым было предложено в 15-дневный срок с даты получения предписания опубликовать в сети Интернет банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, а отчет о принятых мерах по устранению нарушения направить в адрес отделения;

- уведомление N 20-09-03/593 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

По факту необеспечения свободного и необременительного доступа к сведениям о банковских реквизитах общества на странице в сети Интернет отделением в присутствии представителя общества по доверенности, выданной на конкретные действия, был составлен протокол об административном правонарушении N 20-09-61/пр-ан.

02 апреля 2009 года также в присутствии представителя общества по доверенности, выданной на конкретное дело, административным органом было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 20-09-061/ан, которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде штрафа в сумме 30000 руб.

Полагая, что
указанное постановление нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Порядок раскрытия информации акционерными обществами регулируется действующим законодательством Российской Федерации, в том числе: Законом N 208-ФЗ и Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ (далее - Закон N 39-ФЗ).

В соответствии со статьей 30 Закона N 39-ФЗ под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию, одной из форм которой является ежеквартальный отчет по ценным бумагам. При этом состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в рассматриваемом случае - Федеральной службой по финансовым рынкам.

В силу статьи 92 Закона N 208-ФЗ акционерное общество обязано раскрывать информацию в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно пункту 1.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, (далее - Положение N 06-117/пз-н) вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

Пунктом 1.9 указанного Положения установлено, что
банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в настоящем пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет.

Согласно части 2 статьи 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование рынка ценных бумаг, гарантии прав участников рынка ценных бумаг.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из материалов дела следует, что письмом от 16.02.2009 заявитель отказал Л., являющемуся акционером общества и владеющему в совокупности 1,09% всех голосующих акций общества, в предоставлении информации о наименовании сайта в сети Интернет, на котором общество разместило банковские реквизиты расчетного счета.

Поскольку в результате рассмотрения жалобы Л. на отказ общества в предоставлении наименования сайта в сети Интернет административным органом было установлено, что заявитель не публиковал информацию о банковских реквизитах в сети Интернет, суд признает обоснованным вывод отделения о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Доказательствами подтверждающими факт совершения указанного правонарушения являются жалоба Л. от 27.02.2009 и протокол об административном правонарушении от 18.03.2009 N 20-09-61/пр-ап, по тексту которого представитель общества С.
пояснила, что общество сайта в сети Интернет не имеет.

Поскольку факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела, суд считает, что у отделения имелись правовые основания для привлечения заявителя к административной ответственности по части 2 статье 15.19 КоАП РФ.

Доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, на том основании, что ответственность указанной нормой права установлена за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а не за отсутствие сайта в сети Интернет, судом отклоняются.

В данном случае, суд обращает внимание общества, что обязанность по опубликованию в сети Интернет банковских реквизитов расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов напрямую установлена статьей 92 Закона N 208-ФЗ и Положением N 06-117/пз-н.

При этом для выполнения данной обязанности не обязательно создавать в сети Интернет свой сайт, можно воспользоваться услугами других сайтов и опубликовать там информацию.

Порядок привлечения общества к административной ответственности судом проверен, нарушений не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности отделением соблюдены.

Доводы общества, что оспариваемое постановление не соответствует статье 29.10 КоАП РФ, судом отклоняются.

Оценивая спорное постановление от 02.04.2009, суд установил, что последнее содержит все необходимые сведения, установленные статьей 29.10 КоАП РФ, поскольку в нем имеется изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, и обоснованное мотивированное решение по делу.

Вместе с тем, частично удовлетворяя требование заявителя, суд исходит из следующего.

Согласно пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо
учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).

Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Согласно пункту 17 указанного постановления арбитражный суд, установив малозначительность правонарушения в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Как установлено судом, нарушение заявителем порядка
раскрытия информации о рынке ценных бумаг фактически выразилось в отсутствии в сети Интернет информации о банковских реквизитах общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов и размера таких расходов.

При этом невыполнения порядка раскрытия информации было связано с тем, что общество добросовестно заблуждалось, что отсутствие с 2003 года эмиссии ценных бумаг освобождает его от размещения данной информации.

Также материалами дела подтверждается, что после получения предписания и до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности общество устранило допущенное нарушение и направило в адрес акционера информацию о сайте в сети Интернет www.crtp.okis.ru, а также сведения об информации, которая на нем размещена, в частности, банковские реквизиты расчетного счета.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что совершенное административное правонарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным интересам, тем более, что общество публичного размещения ценных бумаг - акций не осуществляет, акции на рынке ценных бумаг не обращаются, сделки с ними не совершаются.

Принимая во внимание изложенное, степень вины правонарушителя, а также вытекающий из Конституции РФ принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд находит допущенное нарушение малозначительным и считает возможным освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

На основании части 4 статьи 208 АПК РФ суд не относит на стороны расходы по госпошлине.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 02.04.2009 N 20-09-061/ап о назначении административного наказания в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Объявить закрытому акционерному обществу “Центрремтехпредснаб“ устное замечание.

Решение вступает в законную силу по истечении 10
дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.