Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.06.2009 по делу N А51-4170/2009 Для перевозки пассажиров судами, предназначенными для перевозки до 12 пассажиров, лицензия должна быть выдана при равном предоставлении всех прочих документов, за исключением пассажирских свидетельств, поскольку такие суда не признаются пассажирскими судами, на которые выдаются пассажирские свидетельства.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 июня 2009 г. по делу N А51-4170/2009

(извлечение)

Судья Арбитражного суда Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании 25.05.2009 дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия “Южно-Курильский Докер“

к Дальневосточному управлению государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании незаконными действий по отказу в выдаче лицензии на осуществление перевозок морским транспортом,

установил:

резолютивная часть решения была объявлена судом в судебном заседании 25.05.2009, изготовление решения в полном объеме откладывалось судом на основании ч. 2 ст. 176 АПК РФ. Полный текст решения изготовлен судом 01.06.2009.

Муниципальное унитарное предприятие “Южно-Курильский Докер“ (далее по тексту - “заявитель“, “МУП “Южно-Курильский Докер“, “Предприятие“ или “соискатель лицензии“)
обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - “Управление“, “Госморнадзор“) по отказу в выдаче лицензии на осуществление перевозок морским транспортом.

Заявитель, настаивая на удовлетворении требований, указал, что у Госморнадзора не имелось оснований для отказа в выдаче Предприятию лицензии со ссылкой на отсутствие пассажирских свидетельств на плашкоуты “Надежда“ и “Дружба“, поскольку данные суда в соответствии с международной конвенцией СОЛАС-74 не относятся к пассажирским судам, предназначенным для перевозки пассажиров более 12 человек, следовательно, пассажирские свидетельства на суда, предназначенные для перевозки пассажиров до 12 человек, какими и являются плашкоуты “Надежда“ и “Дружба“, не выдаются. Из изложенного, по мнению заявителя, следует вывод, что лицензия на осуществление перевозок пассажиров морским транспортом должна быть выдана Управлением Предприятию по представленным документам.

Возражая против требований Предприятия в полном объеме, представитель Управления пояснил, что для получения лицензии на осуществление перевозок пассажиров морским транспортом соискателю лицензии необходимо подтвердить соблюдение требований п. 6 “б“, “г“, “д“ Положения о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров, утв. Постановлением Правительства РФ N 490 от 13.08.2006 (далее по тексту - “Положения о лицензировании“), в частности, должны быть представлены пассажирские свидетельства. Поскольку такие документы на плашкоуты “Надежда“ и “Дружба“ представлены не были, Управлением правомерно было отказано в выдаче лицензии.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

МУП “Южно-Курильский Докер“ зарегистрировано в качестве юридического лица при создании путем реорганизации 03.04.1998 Мэром Южно-Курильского района, о чем Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Южно-Курильскому району Сахалинской области в Единый государственный
реестр юридических лиц 12.11.2002 внесена запись за номером 1026501202386.

Как видно из материалов дела, Предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежат суда - самоходные плашкоуты “Надежда“ (год постройки 1997, Япония) и “Дружба“ (год постройки 2001, Япония), порт приписки Невельск, которые используются для перевозки пассажиров и грузов по маршруту “Южно-Курильск - Малокурильск - Южно-Курильск“ и на внутреннем рейде п/п Южно-Курильск при подходе т/х “Игорь Фархутдинов“ для выгрузки и перевозки на берег пассажиров и грузов.

Согласно свидетельствам о годности к плаванию N 07.06625.172 от 27.12.2007 сроком до 27.12.2012 (СП “Надежда“) и N 07.06618.172 от 01.10.2007 сроком до 27.08.2012 (СП “Дружба“) суда относятся к типу судов “генгруз/плашкоут“, число людей на борту плашкоутов не может превышать 20 человек. Те же тип судов и максимальное количество людей на борту указаны в классификационных свидетельствах и в свидетельствах на оборудование и снабжение.

Разрешениями Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 17.03.2008 на эксплуатацию судна, приведенного в соответствие с требованиями техники безопасности по охране труда, разрешена эксплуатация судов в режиме транспортировки грузов и пассажиров.

Дополнением N 772 от 04.09.2007 к Судовому санитарному свидетельству на право плавания серии 000038 N 38-07С-Б от 04.09.2007 Территориальный отдел Роспотребнадзора по Сахалинской области в Холмском и Невельском районах разрешил перевозку на СП “Дружба“ пассажиров в общих закрытых помещениях, оборудованных сидячими местами, в количестве 12 человек.

Аналогичным образом, дополнением N 84 от 14.04.2009 к Судовому санитарному свидетельству на право плавания серии 00000401 N 38 07II от 17.08.2007 Территориальный отдел Роспотребнадзора по Сахалинской области в Холмском и Невельском районах на основании Акта санитарного обследования от 13.04.2009 разрешил перевозку на СП “Надежда“
пассажиров в общих закрытых помещениях, оборудованных сидячими местами, также в количестве 12 человек. При этом, из Пояснительной записки к Проекту дооборудования судна СП “Надежда“ от 10.12.2007 следует, что после дооборудования при экипаже 6 человек сохраняется назначение судна (перевозка грузов на палубе, обслуживание судов на рейде) и судно получает дополнительное назначение - перевозка до 12 пассажиров.

Таким образом, плашкоуты “Надежда“ и “Дружба“ при минимальном безопасном составе экипажа, соответственно, 5 и 6 человек и при максимальном количестве людей на борту 20 человек предназначены и оборудованы не только для перевозки грузов, но и для перевозки пассажиров до 12 человек в общих закрытых помещениях, оборудованных сидячими местами.

11.09.2008 Предприятие обратилось в ДВУ Госморнадзора с заявлением по установленной форме о предоставлении лицензии на вид деятельности - перевозки морским транспортом пассажиров внутри Сахалинской области двумя названными судами. К заявлению был приложен пакет документов (согласно описи от 06.10.2008), рассмотрев который Управление запросило у соискателя лицензии дополнительные документы согласно Уведомлению от 13.10.2008 N 1051. В числе прочих документов были запрошены пассажирские свидетельства.

17.10.2008 Предприятие обратилось в Сахалинское отделение Дальневосточного филиала Российского морского регистра судоходства (далее - “РМРС“) с запросом о выдаче пассажирских свидетельств на плашкоуты “Надежда“ и “Дружба“.

21.10.2008 письмом N 172-С-1644 со ссылкой на правило 2f Международной конвенции СОЛАС-74 с Поправками РМРС отказал в выдаче названных документов, указав, что пассажирские свидетельства выдаются только на пассажирские суда, а суда заявителя не являются пассажирскими судами, и пассажирские свидетельства для них не требуются.

06.11.2008 Предприятие представило в Управление Госморнадзора дополнительные запрошенные документы, в том числе и письмо Сахалинского отделения Дальневосточного филиала РМРС.

Актом проверки возможности выполнения
соискателем лицензии лицензионных требований и условий N 95/08-ДВУ (Л) от 18.11.2008 Управление зафиксировало, что заявителем не представлены: удостоверение об аттестации должностного лица Предприятия, ответственного за осуществление контроля за соблюдением требований безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды; план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов; пассажирские свидетельства.

Согласно описи от 08.12.2008 соискатель лицензии представил все недостающие документы, кроме пассажирских свидетельств.

По результатам рассмотрения представленных документов Актом от 18.12.2008 N 120/08-ДВУ (Л) Управление по причине отсутствия на судах, используемых для перевозки пассажиров, пассажирских свидетельств приняло решение об отказе в предоставлении лицензии по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, установленным п. 4 “з“ Положения о лицензировании, о чем сообщило Предприятию Уведомлением об отказе в предоставлении лицензии от 25.12.2008 N 1405.

Не согласившись с действиями Дальневосточного управления Госморнадзора по отказу в выдаче лицензии на осуществление перевозок морским транспортом пассажиров, Предприятие обжаловало их в арбитражный суд.

Суд, исследовав материалы дела и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи, приходит к выводу о необходимости требования заявителя удовлетворить в полном объеме по следующим причинам.

Судом установлено, что в силу положений подпункта 56 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ перевозки морским транспортом пассажиров подлежат лицензированию.

Статья 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ предусматривает, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных
требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1).

Согласно пункту 6 “д“ Положения о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в том числе перечень судов, которые будут использоваться для перевозки пассажиров, с приложением копий следующих судовых документов:

- свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации;

- свидетельство о праве собственности на судно;

- свидетельство о годности к плаванию;

- классификационное и пассажирское свидетельства;

- правоустанавливающий документ, на основании которого используется судно, - в случае если соискатель лицензии не является собственником судна.

Как предусмотрено пунктами 2, 3, 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

В силу пунктов 4 “б“, “з“ Положения о лицензировании к лицензионным требованиям и
условиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров, относятся:

- наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании судов, допущенных к плаванию в соответствии со статьей 23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее по тексту - “КТМ РФ“),

- наличие на каждом судне, используемом лицензиатом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных статьями 24 - 28 КТМ РФ.

Статья 25 (пп. 4 п. 1) КТМ РФ в числе основных судовых документов, которые судно должно иметь, перечисляет пассажирское свидетельство (для пассажирского судна).

Пассажирское свидетельство является специальным документом, удостоверяющим, что судно отвечает требованиям, установленным Конвенцией СОЛАС-74 и правилам органов технического надзора за судами, предъявляемым к пассажирским судам. Оно выдается судам, перевозящим более 12 пассажиров, при условии наличия на судне непросроченного Свидетельства о годности к плаванию, выдаваемого на срок и по форме, которые установлены правилами органов технического надзора.

Правило 2f части А Главы I Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (COLAS-74) предусматривает, что пассажирское судно - это судно, перевозящее более 12 пассажиров.

Правило 2g той же части Конвенции предусматривает, что судно, не являющееся пассажирским, признается грузовым судном.

При этом, как прямо следует из правила 1а той же части Конвенции, настоящие правила, если специально не предусмотрено иное, применяются только к судам, совершающим международные рейсы, то есть рейсы из страны, к которой применяется настоящая Конвенция, до порта за пределами этой страны или наоборот (правило 2d).

Таким образом, учитывая установленные судом фактические обстоятельства, суда заявителя - плашкоуты “Надежда“ и “Дружба“, количество перевозимых пассажиров на которых не превышает 12 человек, - в смысле, придаваемом Конвенцией СОЛАС-74, являются грузовыми судами, на
которые не могут быть выданы пассажирские свидетельства.

Однако, факт признания спорных судов “грузовыми“ согласно международной терминологии не влияет на право заявителя получить лицензию на перевозку пассажиров внутри Российской Федерации, поскольку национальное законодательство России не устанавливает такого запрета - ни Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, ни Положение о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров, утв. Постановлением Правительства РФ N 490 от 13.08.2006, ни Кодекс торгового мореплавания РФ не устанавливают запрета на получение лицензии на перевозку пассажиров на грузопассажирских или грузовых судах, либо нормы, в силу которой перевозка пассажиров может осуществляться только на судах, признаваемых “пассажирскими судами“ в соответствии с Конвенцией СОЛАС-74.

Одновременно, лицензированию в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ подлежит перевозка пассажиров не только судами, предназначенными для перевозки более 12 пассажиров, но и любыми другими судами.

В силу этого, для перевозки пассажиров судами, предназначенными для перевозки до 12 пассажиров, лицензия должна быть выдана при равном предоставлении всех прочих документов, за исключением пассажирских свидетельств, поскольку такие суда не признаются пассажирскими судами, на которые выдаются пассажирские свидетельства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у Управления оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ и пунктом 4 “з“ Положения о лицензировании, для отказа заявителю в выдаче лицензии.

Отсутствие лицензии на перевозку пассажиров морским транспортом создает МУП “Южно-Курильский Докер“ препятствия в осуществлении его предпринимательской деятельности и нарушает его права и интересы, поскольку за безлицензионное осуществление деятельности Предприятие было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1
КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40.000 руб., при этом оно является муниципальным и осуществляет деятельность на основании тарифов, установленных Администрацией Сахалинской области, что следует из решения Арбитражного суда Сахалинской области от 27.10.2008 по делу N А59-3703/08-С15.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ). При этом в резолютивной части решения суд указывает на обязанность соответствующего органа, должностного лица устранить допущенные нарушения (часть 4 данной статьи).

Поскольку отказ Управления в выдаче лицензии не соответствует нормам законодательства и нарушает права Предприятия, то нарушенное право подлежит восстановлению судом путем обязания уполномоченного органа выдать спорную лицензию соискателю лицензии, поскольку все остальные необходимые документы и сведения в Управление представлены.

По правилам части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом, положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика и судебный акт вынесен не в их пользу.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

признать незаконными действия Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по отказу Муниципальному унитарному предприятию “Южно-Курильский Докер“ в выдаче лицензии
на осуществление перевозок пассажиров морским транспортом, выраженному в Уведомлении об отказе в предоставлении лицензии N 1405 от 25.12.2008, как не соответствующие Федеральному закону N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“, Постановлению Правительства РФ N 490 от 13.08.2006 “О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте“.

Обязать Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выдать Муниципальному унитарному предприятию “Южно-Курильский Докер“ лицензию на право осуществления перевозки пассажиров морским транспортом по представленным документам. Выдать исполнительный лист.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Нижне-Портовая, 3, в пользу Муниципального унитарного предприятия “Южно-Курильский Докер“ судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.