Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.12.2009 по делу N А19-9215/09 Суд правомерно частично отказал в удовлетворении иска о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды участка лесного фонда, поскольку, проверив расчет отыскиваемой суммы арендной платы, пришел к выводу о необоснованном применении истцом коэффициента, равного двум целым нулю десятым.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2009 г. N А19-9215/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мироновой И.П.,

судей: Горячих Н.А., Соколовой Л.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2009 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2009 года по делу N А19-9215/09 (суд первой инстанции: Апанасик С.В.; суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Григорьева И.Ю., Скажутина Е.Н.),

установил:

Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (ТУ АЛХ Иркутской области по Киренскому лесничеству) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к обществу
с ограниченной ответственностью “Алексеевский ЛПК“ (ООО “Алексеевский ЛПК“) с исковым заявлением о взыскании 413 732 рублей 18 копеек задолженности по арендной плате за 1 квартал 2009 года по договору аренды участка лесного фонда N 2/8 от 14.05.2008.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2009 года исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по арендной плате за 1 квартал 2009 года в размере 206 866 рублей 09 копеек, в удовлетворении остальной части иска - отказал.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2009 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТУ АЛХ Иркутской области по Киренскому лесничеству обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Заявитель указал на неприменение судом апелляционной инстанции норм материального права, регулирующих уплату начисленной в соответствии с условиями договора арендной платы.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 10769, N 10770), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Проверив, в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области, Четвертого арбитражного апелляционного суда установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой и апелляционной инстанций,
договор аренды участка лесного фонда от 01.01.1994, заключенный администрацией Иркутской области и ОАО “Алексеевская РЭБ флота“ (ранее АООТ “Алексеевская РЭБ“) приведен сторонами в соответствие с приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области N 174-апр от 22.04.2008 “О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды лесного фонда с ОАО “Алексеевская РЭБ флота“.

14.05.2008 Агентство лесного хозяйства Иркутской области и ОАО “Алексеевская РЭБ флота“ на основании вышеуказанного приказа заключили договор аренды лесного участка N 2/8, с целью заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений.

Пунктом 20 установлен срок действия договора с 1 января 1994 года по 1 января 2043 года.

Пунктами 1, 2 договора предусмотрено, что арендодатель, действующий в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“, Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным Приказом МПР России от 04.10.2007 N 258, обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, а именно: площадью 31 548 га, кадастровый номер 38:09:000000:0039, расположенный в Иркутской области, муниципальном образовании “Киренский район“, Киренское лесничество (ранее - ОГУ “Киренский лесхоз“) в эксплуатационных лесах (ранее - леса III группы), Киренское лесничество, Киренская дача, в составе кварталов N 171 - 174, 202 - 206, 232 - 235, 273 - 276, 307 - 309, 333 - 335; Алексеевская дача в составе кварталов N 299 - 305, 313 - 316, 320 - 325.

Пунктом 4 приказа Агентства лесного хозяйства
Иркутской области N 174-апр от 22.04.2008 установлено, что при определении платы за аренду лесного участка следует использовать ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“ с применением коэффициента 2,0.

Согласно пункту 5 договора арендная плата составила 1 840 256 рублей в год. Указанная плата должна вноситься ежеквартально равными частями в размере части годового объема арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала.

Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 6, 7).

13.10.2008 сторонами заключено соглашение о замене стороны в договоре аренды лесного участка - с открытого акционерного общества “Алексеевская РЭБ флота“ на общество с ограниченной ответственностью “Алексеевский ЛПК“ с переходом к последнему всех прав и обязанностей арендатора по договору аренды N 2/8 от 14.05.2008 с момента заключения соглашения.

Договор аренды N 2/8 от 14.05.2008 зарегистрирован в установленном законом порядке.

Неисполнение ответчиком обязанности по внесению арендной платы за 1 квартал 2009 года стало основанием для обращения истца в суд.

Доказательств погашения задолженности по арендной платы до принятия судом решения по делу ответчик не представил.

Предметом иска является взыскание задолженности по арендной плате в части платежей, которые подлежали перечислению в бюджет.

Исходя из расчета, представленного истцом, задолженность ответчика по арендной плате за 1 квартал 2009 года составляет 413 732,18 рублей, в том числе: в федеральный бюджет - 206 866,09 рублей, в
бюджет субъекта - 206 866,09 рублей.

Указанный расчет произведен истцом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“, при расчете арендной платы за пользование лесным фондом к минимальным ставкам, рассчитанным с коэффициентами 1,05 и 1,30, применен коэффициент 2,0 в соответствии с приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области N 174-апр от 22.04.2008.

Применение коэффициента 2,0 указано в представленном истцом расчете арендной платы за 2009 год, а именно: по минимальным ставкам в эксплуатационных лесах размер арендной платы составляет - 996 979 рублей 62 копейки; в части, превышающей минимальные ставки, в эксплуатационных лесах - 1 993 959 рублей 24 копейки.

Проверив расчет отыскиваемой суммы арендной платы, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном применении истцом коэффициента 2.0, в связи с чем исковые требования удовлетворил частично.

При этом суд сослался на положения Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“, статей 309, 329, 330, 421, 422, 424, 431, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации N 127 от 19.02.2001 “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню“, постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“.

Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции по аналогичным основаниям.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда первой инстанции и апелляционного суда в указанной части
законными и обоснованными, исходя из следующего.

Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 73).

Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ “О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов“ установлено, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,30.

Предметом иска является задолженность по платежам за пользование участком лесного фонда, сложившаяся из сумм, начисленных на минимальные ставки арендной платы в виде территориального коэффициента, предусмотренного в составе лесных податей приложением к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 и приказу Агентства лесного хозяйства Иркутской области N 174-апр от 22.04.2008.

С момента вступления с 1 января 2007 года в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации в компетенцию Федерального агентства лесного хозяйства не входит установление ставок арендной платы, в связи с чем суд обоснованно не применил приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255.

Ни Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми
актами в спорный период не было предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше приказом.

Лесной кодекс Российской Федерации не содержит понятия “лесные подати“, в состав которых входил спорный коэффициент и определяет иной федеральный государственный орган, устанавливающий ставки за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью.

На основании изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы за первый квартал 2009 года коэффициента, установленного приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области N 174-апр от 22.04.2008 в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005.

При таких обстоятельствах арбитражным судом первой инстанции произведен перерасчет задолженности без применения коэффициента 2.0, в результате чего суд установил, что арендная плата за 1 квартал 2009 года составила 206 866 рублей 09 копеек.

Задолженность в указанном размере признана ответчиком.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Учитывая, что на дату судебного заседания доказательств уплаты задолженности по арендной плате ответчиком не представлено, суд обоснованно взыскал с ООО “Алексеевский ЛПК“ задолженность по арендной плате в размере 206 866 рублей 09 копеек, в остальной части исковых требований отказал.

Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского
округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2009 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2009 года по делу N А19-9215/09 основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2009 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2009 года по делу N А19-9215/09 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

Н.А.ГОРЯЧИХ

Л.М.СОКОЛОВА