Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2009 по делу N А51-4197/2009 Иск о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по статье 7.21 Закона Приморского края “Об административных правонарушениях“ за неуборку территории от снега и наледи удовлетворен, так как не доказан факт административного правонарушения ввиду отсутствия отдельного протокола осмотра придомовой территории и понятых при составлении акта проверки.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 мая 2009 г. по делу N А51-4197/2009

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “Управляющая компания “Наш дом“

к административной комиссии Уссурийского городского округа Приморского края

о признании незаконным и отмене постановления от 18.02.2009 N 587,

установил:

резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2009 года. Изготовление мотивированного решения в порядке статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось.

Открытое акционерное общество “Управляющая компания “Наш дом“ (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Уссурийского городского округа Приморского края (далее по тексту -
административный орган) от 18.02.2009 N 587.

Заявитель на заявленных требованиях настаивает, считает, что административный орган не доказал факт совершения вменяемого ему административного правонарушения, поскольку протокол осмотра в качестве отдельного документа не составлялся, акт проверки сделан в одностороннем порядке - без участия представителей Общества; фотографии, представленные административным органом, сделаны вне рамок производства по административному делу, в связи с чем указанные доказательства являются косвенными.

Кроме того, заявитель сослался на нарушение административным органом требований процессуального законодательства, т.к. Общество о времени и месте составления протокола и постановления извещено не было. В ходе судебного заседания заявитель снял указанный довод.

Административный орган требования заявителя не признал, считает, что материалами административного дела подтверждается наличие в действиях Общества состава административного правонарушения.

Административный орган считает, что при производстве по делу об административном правонарушении им были соблюдены процессуальные нормы.

Выслушав пояснения заявителя, административного органа, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Открытое акционерное общество “Управляющая компания “Наш дом“ зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю за основным государственным регистрационным номером N 1052502180422, свидетельство о государственной регистрации серии 25 N 01572861.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что заявитель является управляющей организацией в отношении дома, расположенного по адресу: г. Уссурийск, ул. Октябрьская, 18.

Общество в соответствии с договором на управление приняло на себя обязательства по выполнению работ и услуг по эксплуатации и ремонту жилищного фонда, санитарному содержанию придомовых территорий и мест общего пользования по адресу: г. Уссурийск, ул. Октябрьская, 18.

09 февраля 2009 года в 15 час. 25 мин. при осмотре прилегающей дворовой территории, бельевой площадки, тротуара возле подъезда по адресу Приморский край,
г. Уссурийск, ул. Октябрьская, 18 комиссией в составе представителя отдела административно-технического контроля в области благоустройства, главных специалистов в области экологии, начальника участка N 7 ОАО “Управляющая компания “Наш дом“ было установлено, что осматриваемая территория не убрана от снега и наледи.

По результатам данной проверки был составлен акт от 09.02.2009, которым было зафиксировано нарушение заявителем требований пункта 4.2.2 Правил благоустройства и санитарного содержания территории Уссурийского городского округа, принятых решением Думы Уссурийского городского округа от 08.06.2006 N 430-НПА, выразившихся в том, что Обществом своевременно не была организована уборка территорий общего пользования.

По факту выявленных нарушений членом административной комиссии Уссурийского городского округа Приморского края в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом, был составлен протокол N 00358 от 10 февраля 2009 г., в котором были отражены указанные нарушения.

18 февраля 2009 года административной комиссией Уссурийского городского округа в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом, были рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление N 587 о признании ОАО “Управляющая компания “Наш дом“ виновным в совершении административного правонарушения по ст. 7.21 Закона Приморского края “Об административных правонарушениях в Приморском крае“ N 44-КЗ от 05.03.2007 и привлечении его к административной ответственности в виде штрафа в сумме 50 000,00 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя и возражения административного органа, суд считает, что заявление Общества подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об
административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно частей 1, 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

В соответствии с частями 4 - 6 статьи 27.8 КоАП РФ об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе,
об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.

В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, при проведении проверки Общества административный орган проводил осмотр контейнерной площадки и прилегающей к ней территории в отсутствие понятых.

Таким образом, акт проверки от 09.02.2009 оформлен с нарушением ст. 27.8 КоАП РФ. Отдельного протокола осмотра придомовой территории, отвечающего требованиям ст. 27.8 КоАП РФ, проверяющими не составлялось.

Таким образом, поскольку акт проверки от 09.02.2009 не отвечает требованиям ст. 27.8 КоАП РФ, то он не может быть принят судом в качестве доказательства совершения Обществом административного правонарушения, выразившегося в
нарушении сроков уборки снега и льда с придомовой территории.

В качестве доказательства нарушения сроков уборки снега и льда с домовой территории дома в материалах административного дела также имеются фотографии.

Однако данные фотографии также не могут быть приняты судом в качестве доказательства в подтверждение факта совершения Обществом административного правонарушения, поскольку они не содержат привязку к местности и по ним невозможно определить точный адрес фотосъемки.

Другие доказательства, свидетельствующие о факте совершения Обществом административного правонарушения, в материалах административного дела отсутствуют.

В силу изложенного суд считает, что материалами административного дела не доказан факт совершения Обществом административного правонарушения.

Нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем суд не относит расходы по оплате государственной пошлины ни на одну из сторон.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить заявление ОАО “Управляющая компания “Наш дом“.

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 18.02.09. N 587, вынесенное административной
комиссией Уссурийского городского округа Приморского края в отношении ОАО “Управляющая компания “Наш дом“, зарегистрированного в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю (свидетельство серии 25 N 01572861), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ушакова, 24.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней с момента его принятия, если не подана апелляционная жалоба.