Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2009 по делу N А33-2848/09 Решение по заявлению о признании недействительным приказа о внесении изменений в региональный раздел Реестра хозяйствующих объектов, имеющих долю на рынке определенного товара, отменено, поскольку суд не проверил, какие полномочия заявителя осуществляет управляющая компания в силу заключенного между ними договора, и не определил, действуют ли данные юридические лица на одном товарном рынке и образуют ли группу лиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2009 г. N А33-2848/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Кадниковой Л.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,

при участии в судебном заседании представителей

Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю - Ф.И.О. (доверенность N 55 от 28.07.2009),

общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания “Красноярский хлеб“, открытого акционерного общества “Красноярский хлеб“ - Ф.И.О. (доверенности от 03.08.2009),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 мая 2009 года по делу N А33-2848/09 (суд первой инстанции: Гурский А.Ф.),

установил:

открытое акционерное общество “Красноярский хлеб“ (далее - ОАО “Красноярский хлеб“), общество
с ограниченной ответственностью Управляющая компания “Красноярский хлеб“ (далее - ООО УК “Красноярский хлеб“) обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - УФАС по Красноярскому краю, антимонопольный орган) о признании недействительным приказа от 29.12.2008 N 523 “О внесении изменений в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов“ в части включения группы лиц в составе ОАО “Красноярский хлеб“, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания “Красноярский хлеб“ в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 мая 2009 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения от 29 мая 2009 года не проверялись.

В кассационной жалобе УФАС по Красноярскому краю ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения части 1 статьи 9, пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона “О защите конкуренции“.

Как указывает заявитель кассационной жалобы, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания “Красноярский хлеб“ и ОАО “Красноярский хлеб“ в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) образуют группу лиц, действуют на одном товарном рынке.

Представитель УФАС по Красноярскому краю поддержала доводы кассационной жалобы.

Представитель ООО УК “Красноярский хлеб“ и ОАО “Красноярский хлеб“ считает судебный акт законным, представлен отзыв.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы
и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.

Как установлено материалами дела, 29.12.2008 руководителем УФАС по Красноярскому краю издан приказ N 523, в соответствии с которым ООО УК “Красноярский хлеб“ и ОАО “Красноярский хлеб“ включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, как группа лиц, осуществляющая деятельность по производству и реализации хлеба и хлебобулочных изделий на территории г. Красноярска.

По заявлению ООО УК “Красноярский хлеб“ и ОАО “Красноярский хлеб“ суд признал названный приказ недействительным как не соответствующий Федеральному закону “О защите конкуренции“, Правилам формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896, Административному регламенту Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденному приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 N 6, Порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденному приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 N 108.

Суд исходил из того, что ООО УК “Красноярский хлеб“ и ОАО “Красноярский хлеб“ неправомерно были включены в Реестр, так как УФАС по Красноярскому краю не доказало, что ООО УК “Красноярский хлеб“ и ОАО “Красноярский хлеб“ являются участниками рынка по производству и реализации хлеба и хлебобулочных изделий, производят или продают
хлеб.

Как посчитал суд, хотя в Федеральном законе N 135-ФЗ и говорится о группе лиц, в которой хозяйственное общество и физическое лицо (юридическое лицо) осуществляют функции исполнительного единоличного органа, в данном случае не возникает группа лиц в понимании антимонопольного законодательства. В силу статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, по мнению суда, органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений.

Выводы суда по делу не основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах.

Из аналитического отчета, подготовленного антимонопольным органом, следует, что между ООО УК “Красноярский хлеб“ и ОАО “Красноярский хлеб“ заключен договор, в соответствии с которым ООО УК “Красноярский хлеб“ осуществляло полномочия единоличного исполнительного органа ОАО “Красноярский хлеб“, в связи с чем ООО УК “Красноярский хлеб“ определяло условия обращения товара - хлеба и хлебобулочных изделий - произведенных ОАО “Красноярский хлеб“ на территории г. Красноярска, а также осуществляло контроль за производством и реализацией данного товара.

В соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 135-ФЗ группой лиц признаются: хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества; хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.

Суд правильно указал, что аналитический отчет антимонопольного органа должен содержать мотивированное и документально подтвержденное заключение о том, что хозяйствующий субъект осуществляет хозяйственную деятельность на одном
товарном рынке с другими субъектами, входящими в указанную группу лиц (пункт 37 Административного регламента).

Не соглашаясь с доводами антимонопольного органа о том, что ООО УК “Красноярский хлеб“ и ОАО “Красноярский хлеб“ осуществляли деятельность на одном рынке производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий, суд указал, что это обстоятельство опровергается материалами дела.

К числу таких доказательств суд отнес Устав ООО УК “Красноярский хлеб“. Из Устава, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО УК “Красноярский хлеб“ суд не усмотрел, что производство хлеба и хлебобулочных изделий входит в перечень видов деятельности управляющей компании.

Между тем названный вывод суда не соответствует антимонопольному законодательству, которое признает группой лиц хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 135-ФЗ).

Следовательно, антимонопольное законодательство исходит из того, что юридическое лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, может действовать на том же товарном рынке, что и основное хозяйственное общество.

Кроме того, суд не дал оценку тому обстоятельству, что группа лиц была установлена антимонопольным органом также и по другому признаку: хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.

При таких условиях вывод суда о том, что ООО УК “Красноярский хлеб“ и ОАО “Красноярский хлеб“ не образуют группу лиц, постановлен преждевременно.

Суду необходимо по указанному обстоятельству проверить, какие полномочия
акционерного общества осуществляет управляющая компания в силу заключенного между ними договора и с учетом этого определить, действуют ли указанные юридические лица на одном товарном рынке и образуют ли группу лиц.

Суду также следует установить, содержит ли аналитический отчет антимонопольного органа, послуживший основанием для принятия оспариваемого приказа от 29.12.2008 N 523, мотивированное и документально подтвержденное заключение о том, что ООО УК “Красноярский хлеб“ осуществляет хозяйственную деятельность на одном товарном рынке с ОАО “Красноярский хлеб“, а также установить иные обстоятельства, на проверке которых настаивали акционерное общество и управляющая компания в заявлении от 24.02.2009, оспаривая приказ N 523.

На основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции отменяет решение суда первой инстанции полностью и направляет дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 мая 2009 года по делу N А33-2848/09 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

А.И.ЧУПРОВ