Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.03.2009 по делу N А51-10628/2008-2-269 Стоимость отдельных жилых помещений, предоставленных администрацией муниципального образования детям-сиротам, компенсируется за счет средств казны субъекта Федерации, поскольку реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий для детей-сирот отнесена к расходным обязательствам субъектов РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2009 г. по делу N А51-10628/2008-2-269

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена “10“ марта 2009 года. Решение в полном объеме изготовлено “16“ марта 2009 года.

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску администрации г. Владивостока

к Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Департаменту имущественных отношений Приморского края, Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края

о взыскании 12 053 075 руб. 18 коп.,

установил:

администрация г. Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 12 666 838, 40 руб., составляющих стоимость жилых помещений,
предоставленных детям-сиротам Ф.И.В., Ф.О.В., Ф.А.Б., К.А.А., К.Т.В., А.Д.А., П.Г.В., Н.Е.Е., С.О.В., Г.К.В., Н.И.В., М.В.А., К.Г.Г., сложившуюся на дату их предоставления администрацией г. Владивостока.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования (с учетом возражений ответчика - Администрации Приморского края), просил суд взыскать 12 053 075, 18 руб.

Определением от 03.12.2008 к участию в деле в качестве ответчика был привлечен Департамент имущественных отношений Приморского края.

Определением от 04.02.2009 к участию в деле в качестве ответчика был привлечен Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.

Истец поддержал исковые требования, указал, что в соответствии с ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ N 159-ФЗ от 21.12.1996 предусмотренные в данном Федеральном законе дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Ответчик - Департамент финансов Администрации Приморского края по иску возражал, считает себя не надлежащим ответчиком по иску, поскольку не является главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ.

Ответчик - Департамент имущественных отношений Приморского края считает себя не надлежащим ответчиком по иску, поскольку в соответствии с Законом Приморского края от 17.12.2008 N 354-КЗ “О краевом бюджете на 2009 год“ не является главным распорядителем бюджета субъекта РФ.

Ответчик - Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края с иском не согласился, считает надлежащим ответчиком Департамент имущественных отношений Приморского края, поскольку в период с 01.01.2009 по 03.03.2009 конкурсы на приобретение жилых помещений детям-сиротам не проводились, расходы по статье краевого бюджета “Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения“ не осуществлялись.

Ответчик - Администрация Приморского края по иску возражает, указывает, что субъект Российской Федерации - Приморский край - предоставляет жилые помещения только тем детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не реализовали свое право на получение жилого помещения в период с 01.01.2005 года по 24.08.2007 (такими детьми-сиротами являются: Ф.И.В., Ф.А.Б., М.В.А., С.О.В., Н.Е.Е.).

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца и ответчиков, суд установил следующее.

На основании решений Ленинского районного суда г. Владивостока от 14.03.2006, 19.04.2006, 03.11.2005, 20.09.2005, 15.12.2006, 01.12.2006, 12.02.2007, 17.11.2005, 21.12.2005, 15.12.2006, 06.10.2006, 01.02.2006, 03.11.2005 администрацией г. Владивостока были предоставлены отдельные жилые помещения детям-сиротам Ф.И.В., Ф.О.В., Ф.А.Б., К.А.А., К.Т.В., А.Д.А., П.Г.В., Н.Е.Е., С.О.В., Г.К.В., Н.И.В., М.В.А., К.Г.Г.

В связи с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отдельных благоустроенных жилых помещений за счет муниципальной казны г. Владивостока, администрация г. Владивостока обратилась в суд с настоящим исковым заявлением с требованием о предоставлении компенсации из казны Приморского края.

Изучив материалы дела, проанализировав доводы и возражения истца и ответчиков, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, исполнение обязательств по предоставлению квартир возложены Ленинским районным судом г. Владивостока на администрацию г. Владивостока на основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (далее Закон N 159-ФЗ), в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания
в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 5 Закона N 159-ФЗ в редакции, действовавшей до 10.01.2005, установлено, что расходы на реализацию мер по обеспечению гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Источник компенсации указанных расходов органам местного самоуправления законом не установлен.

С 01.01.2005 вступили в действие изменения, внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Согласно статье 5 Закона N 159-ФЗ в новой редакции предусмотренные Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях), отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, поскольку обязательства по предоставлению квартир детям-сиротам исполнены администрацией г. Владивостока в 2005 - 2007 гг. (постановления администрации г. Владивостока от 13.03.2007 N 1658, 21.12.2007 N 2820, 28.02.2007 N 1644, 17.07.2007 N 2063, 26.11.2007 N 2703, 31.08.2007 N 2264, 27.09.2007 N 2425, 27.12.2006 N 3290, 19.05.2006 N 873, 15.01.2008 N 10, 31.08.2007 N 2263, 13.02.2007 N 1537, 23.05.2007 N 1845), то к спорным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004.

В соответствии со ст. ст. 84, 85 Бюджетного кодекса РФ, ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, указанные нормативные акты разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливают принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Учитывая изложенное, компенсация расходов администрации г. Владивостока, возникших в связи с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отдельных благоустроенных жилых помещений за счет муниципальной казны г. Владивостока, подлежит взысканию с субъекта Российской Федерации - Приморского края.

Истец заявляет требования о взыскании компенсации за предоставление детям-сиротам отдельных благоустроенных жилых помещений в размере их стоимости в сумме 12 053 075 рублей 18 копеек, полученную исходя из средней стоимости 1 кв. м общей площади квартир, сложившейся в г. Владивостоке на рынке вторичного жилья в домах типовой застройки на момент предоставления жилья.

Представленный ответчиком расчет, согласно которому стоимость жилых помещений составляет 12 053 075 рублей 18 копеек, является правомерным и обоснованным, поскольку составлен с учетом данных ФГУП “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“ по Приморскому краю о качестве материала наружных стен, в домах, предоставленных детям-сиротам.

Исковые требования в части взыскания 12 053 075 рублей 18 копеек являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В 2007 году главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом
Приморского края от 27.12.2006 N 28-КЗ “О краевом бюджете на 2007 год“ являлась Администрация Приморского края, в последующем, в 2008 году согласно Закону Приморского края от 07.10.2008 317-КЗ “О внесении изменений в Закон Приморского края “О краевом бюджете на 2008 год“ главным распорядителем указанных средств стал Департамент имущественных отношений Приморского края.

Законом Приморского края от 17.12.2008 N 354-КЗ “О краевом бюджете на 2009 год“ Департамент имущественных отношений Приморского края утратил статус главного распорядителя средств, направленных на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с передачей соответствующих полномочий Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Приморского края N 386-КЗ “О внесении изменений в Закон Приморского края “О краевом бюджете на 2009 год“ принят 26.02.2009, а не 27.02.2009.

В настоящее время, функции главного распорядителя были возвращены Департаменту имущественных отношений Приморского края Законом Приморского края от 27.02.2009 N 386-КЗ “О внесении изменений в Закон Приморского края “О краевом бюджете на 2009 год“ вступившим в силу 27.02.2009.

С учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ“, в соответствии с которым при удовлетворении исков с публично-правового образования, коим является субъект Российской Федерации - Приморский край, действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющем казну (ст. 126, 214 ГК РФ), в связи с чем, в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, арбитражный суд приходит к выводу, что исковые
требования подлежат удовлетворению с Приморского края за счет казны Приморского края.

В соответствии со ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или другими законами причиненный вред (убытки) подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Департамент имущественных отношений Приморского края в 2009 является главным распорядителем средств по статье краевого бюджета “Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения“, в связи с чем, данное лицо и должно исполнять решение о взыскании с Приморского края спорной суммы.

Пунктом 2 ст. 6 Закона Приморского края от 14.08.2007 N 125-КЗ “Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Приморского края“ установлено, что детям-сиротам и детям, нереализовавшим свое право на получение жилого помещения в период с 1 января 2005 года до дня вступления в силу настоящего Закона, жилые помещения предоставляются по мере поступления в уполномоченный орган от органов опеки и попечительства документов, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Закона. Приобретение и предоставление жилых помещений данным лицам осуществляется в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 3, статьей 4 настоящего Закона.

Суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что из анализа вышеуказанной нормы следует, что субъект Российской Федерации - Приморский край - предоставляет жилые помещения только тем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не реализовали
свое право на получение жилого помещения в период с 01.01.2005 года до 24.08.2007, поскольку в указанной норме указан порядок предоставления жилых помещений с момента вступления Закона Приморского края от 14.08.2007 N 125-КЗ в силу, принятого во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, и не исключает обязанности субъекта РФ по компенсации расходов администрации г. Владивостока, возникших в связи с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отдельных благоустроенных жилых помещений за счет муниципальной казны г. Владивостока.

В соответствии со ст. 333.37 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176 АПК РФ, суд

решил:

взыскать с Приморского края за счет казны Приморского края в пользу администрации г. Владивостока 12 053 075 (двенадцать миллионов пятьдесят три тысячи семьдесят пять) руб. 18 (восемнадцать) коп., составляющих компенсацию расходов на приобретение жилья.

Вернуть администрации г. Владивостока из федерального бюджета госпошлину в сумме 74 834 (семьдесят четыре тысячи восемьсот тридцать четыре) руб. 19 (девятнадцать) коп., уплаченную платежным поручением N 897 от 25.09.2006 на сумме 74 734 руб. 19 коп.

Исполнительный лист и справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.