Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2009 по делу N А19-17854/08-31 В удовлетворении исковых требований о признании муниципального контракта на предоставление субвенции недействительным и применении последствий недействительности сделки отказано правомерно, поскольку предоставление средств осуществлялось на основании решения представительного органа местного самоуправления, которое в установленном порядке не оспорено, не признано недействительным и не отменено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2009 г. N А19-17854/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кулакова В.И.,

судей: Воробьевой Н.М., Тютриной Н.Н.,

при участии в судебном заседании представителей: прокуратуры Иркутской области - Ф.И.О. (удостоверение N 080299), администрации Одинского муниципального образования - Ф.И.О. (доверенность от 01.07.2009),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2009 года по делу N А19-17854/08-31, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2009 года по тому же делу (суд первой инстанции Ушакова Л.В., апелляционный суд: Стасюк Т.В., Капустина Л.В., Оширова Л.В.),

установил:

заместитель прокурора Иркутской области обратился в
Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации Одинского муниципального образования, открытому акционерному обществу (ОАО) “Одинск“ о признании муниципального контракта на предоставление субвенции, заключенного между ответчиками 14 апреля 2008 года, недействительным и применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с ОАО “Одинск“ в пользу администрации Одинского муниципального образования 640 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2009 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2009 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе на указанные судебные акты заместитель прокурора Иркутской области просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заявитель считает их незаконными, принятыми с нарушением норм материального права и норм процессуального права - статей 12, 167, 168, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 78, 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 168, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По его мнению, представление субсидий ОАО “Одинск“ при отсутствии установленных критериев на получение субсидий противоречит действующему законодательству, вследствие чего нарушает общественные права и интересы на соблюдение законности всеми лицами, участвующими в гражданском обороте.

Представитель прокуратуры Иркутской области поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель администрации Одинского муниципального образования указала на необоснованность кассационной жалобы и просила оставить ее без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела и установлено арбитражными судами, 14.04.2008 года между администрацией Одинского муниципального образования и ОАО “Одинск“ (хозяйство) заключен муниципальный контракт, согласно которому администрация предоставляет хозяйству государственную
поддержку из средств местного бюджета в форме субвенции в сумме 640 000 рублей для приобретения материальных ресурсов. Денежные средства предоставлены на основании решения Думы Одинского муниципального образования от 03.04.2008 года N 8Д “О внесении изменений в бюджет Одинского муниципального образования“ и постановления главы Одинского муниципального образования от 04.04.2008 года N 9 “О выделении субвенций“.

В приложении N 5 к решению Думы Одинского муниципального образования от 03.04.2008 N 8Д в разделе 3.1.1 предусмотрена статья расходов “Поддержка сельскохозяйственного производства“, а в разделе 4.1.1 приложения N 6 к указанному решению предусмотрена статья расходов “Субсидии сельскохозяйственным предприятиям“.

15 апреля 2008 года администрацией Одинского муниципального образования перечислено ОАО “Одинск“ 640 000 рублей.

Заместитель прокурора Иркутской области, полагая, что муниципальный контракт от 14.04.2008 является ничтожной сделкой, поскольку заключен на основании решения Думы от 03.04.2008 N 8Д и постановления главы Одинского муниципального образования от 04.04.2008 N 9, не соответствующих Федеральному законодательству, обратился в суд с настоящим иском.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного
органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Как предусмотрено пунктом 28 статьи 14 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения населения относится и содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Бюджетом Одинского муниципального образования на 2008 год была предусмотрена возможность предоставления субсидии сельскохозяйственным предприятиям. Реестром заявок Управления по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования и уведомлением Управления о предельных объемах финансирования администрации Одинского МО от 15.04.2008 подтверждается факт выделения местной администрации средств в объеме 640 000 рублей на субсидии сельхозпредприятиям.

Судами установлено, что предоставление средств ОАО “Одинск“ осуществлялось на основании решения представительного органа местного самоуправления. Данное решение в установленном порядке не оспорено, не признано недействительным и не отменено.

Судами также установлено, что решением городской Думы Одинского муниципального образования N 5Д от 21.01.2009 “О внесении дополнений в решение Думы Одинского муниципального образования от 28.11.2007 N 54Д “Об утверждении бюджета Одинского муниципального образования на 2008 год“ внесены необходимые дополнения в части предоставления субсидий.

Кроме того, судами установлено, что ОАО “Одинск“ является единственным сельскохозяйственным предприятием на территории Одинского муниципального образования, которое в силу специфики сельскохозяйственного производства нуждается в финансовой поддержке. Данное обстоятельство подтверждается и постановлением Одинского муниципального образования N 9 от 04.04.2008.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что предоставление субсидии ОАО “Одинск“ при отсутствии установленных критериев на получение субсидии противоречит действующему законодательству, были предметом исследования судами обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статей 71, 170, 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации.

Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2009 года по делу N А19-17854/08-31, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2009 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.И.КУЛАКОВ

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Н.Н.ТЮТРИНА