Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2009 по делу N А58-5963/08 Дело по заявлению о признании незаконным и отмене постановления органа по финансовым рынкам о привлечении к административной ответственности за нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации передано на новое рассмотрение, так как суд не установил, имелись ли законные основания для привлечения юридического лица к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2009 г. N А58-5963/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Чупрова А.И.,

судей: Пущиной Л.Ю., Смоляк Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2008 года по делу N 58-5963/08 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2009 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шевелев В.В.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Борголова Г.В., Рылов Д.Н.),

установил:

открытое акционерное общество “Сахаавтотранс“ (далее - ОАО “Сахаавтотранс“, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с
заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее - РО ФСФР России, административный орган) от 29.09.08 N А/20321-F/08-206 по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2008 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2009 года, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, административный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.

По мнению РО ФСФР России, судами допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в необоснованных выводах о вынесении оспариваемого обществом постановления по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, тогда как совершенное ОАО “Сахаавтотранс“ административное правонарушение является длящимся.

ОАО “Сахаавтотранс“ отзыв на кассационную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены, в адресованных суду ходатайствах просили рассмотреть жалобу в отсутствие их представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, должностными лицами Территориального отдела РО ФСФР России в Республике Саха (Якутия) установлено, что в период с 18.08.2008 по 22.08.2008 в сети Интернет на сайте ОАО РСР “Якутский фондовый центр“ по адресу
http://www/yfc.ru/disklosure/SakhaAvtotrans/2008.htm отсутствовали сведения за 2008 год о дате закрытия реестра акционеров ОАО “Сахаавтотранс“, являющиеся информацией, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, о чем 22.08.2008 составлен акт об отсутствии на странице в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию.

По данному факту руководителем Территориального отдела РО ФСФР России в Республике Саха (Якутия) в отношении ОАО “Сахаавтотранс“ составлен протокол от 05.09.2008 N А/20321-F/09-10 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 КоАП Российской Федерации; за совершение указанного правонарушения постановлением руководителя административного органа от 29.09.2008 N А/20321-F/08-206 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Данные обстоятельства явились основанием обращения ОАО “Сахаавтотранс“ в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, не установив обстоятельств нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, признал постановление административного органа незаконным и отменил его по мотиву вынесения такого постановления по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, с чем согласился суд апелляционной инстанции, указав, что деяние общества содержит признаки вмененного состава административного правонарушения.

Установив, что датой составления списка лиц, имеющих право голосовать в годовом общем собрании акционеров ОАО “Сахаавтотранс“, является 17.03.2009, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что общество в течение 2 дней не опубликовало сообщение о данном существенном факте на странице сети Интернет, исходя из чего, определили датой совершения административного правонарушения 20 марта 2008 года, тогда как постановление административного органа вынесено 29.09.2008.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых решения и постановления и исходя из доводов, содержащихся в кассационной
жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает выводы судов преждевременными, не соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основанными на неправильном истолковании закона.

На основании части 2 статьи 15.19 КоАП Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2008 году) за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, предусматривалось наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации (статья 90); открытое общество обязано раскрывать иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 1 статьи 92).

Согласно утвержденному приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение) в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с настоящим Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета (пункт 6.1.1); обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах прекращается одновременно с прекращением обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета (пункт 6.1.3); сообщениями о существенных фактах признаются сведения о дате закрытия реестра акционеров эмитента (подпункт “и“ пункта 6.2.1); моментом наступления
существенного факта о дате закрытия реестра акционеров эмитента считается дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о дате составления списка акционеров эмитента или иное решение, являющееся основанием для определения даты составления такого списка (пункт 6.2.10); раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней. Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 6 месяцев с даты его опубликования в сети Интернет (пункт 6.3.1).

По смыслу приведенных норм Положения нарушение порядка раскрытия информации в форме сообщения о существенном факте может быть выражено, как в форме ее неопубликования в установленные сроки, так и в форме отсутствия текста сообщения на странице в сети Интернет не менее 6 месяцев.

Согласно акту от 22.08.2008, протоколу об административном правонарушении от 05.09.2008 N А/20321-F/09-10 и постановлению налогового органа от 29.09.2008 N А/20321-F/08-206 ООО “Сахаавтотранс“ привлечено к административной ответственности за отсутствие текста сообщения на странице в сети Интернет не менее 6 месяцев, а не за нераскрытие информации в установленный законом срок, как указали суды, вследствие чего выводы судов об истечении срока давности привлечения к административной ответственности и их суждения об отсутствии признаков длящегося правонарушения не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поскольку основаны на неправильном истолковании закона.

Определяя в качестве даты
возникновения обязанности общества опубликовать сообщение о существенном факте 19 марта 2008 года, суды первой и апелляционной инстанций не учли пункт 6.2.10 Положения, вследствие чего надлежащими средствами доказывания не установили, с какого момента такая обязанность могла возникнуть, что влияет на правильное исчисление 6-месячного срока, и обязано ли было общество опубликовать сообщение о существенном факте, поскольку не установили наличие обстоятельств, предусмотренных пунктами 6.1.1, 6.1.3 Положения, с которыми данный нормативный правовой акт связывает возникновение обязанности раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах.

Указанные обстоятельства в силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются существенными, без их установления по данному делу невозможно принятие судебного акта, отвечающего требованиям части 3 статьи 15 Кодекса.

В соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными (часть 3 статьи 15); при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности (часть 6 статьи 210); основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права (часть 1 статьи 288).

Поскольку выводы судов в нарушение части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, то на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса решение
Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), которому при новом рассмотрении дела надлежит учесть изложенное, на основании правильного применения норм материального и процессуального права проверить законность и обоснованность оспариваемого решения, установить, имелись ли законные основания для привлечения ОАО “Сахаавтотранс“ к административной ответственности, по результатам принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2008 года по делу N А58-5963/08 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2009 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.ЧУПРОВ

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

Л.И.СМОЛЯК