Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.06.2009 N А19-2303/09-64-Ф02-2789/09 по делу N А19-2303/09-64 В удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций за представление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в РФ, отказано правомерно, поскольку срок представления сведений на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, законом не установлен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2009 г. N А19-2303/09-64-Ф02-2789/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Парской Н.Н.,

судей: Орлова А.В., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области Долгушина А.А. (доверенность от 31.12.2008 N ТС-09/18448),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области на решение от 3 марта 2009 года *** Иркутской области по делу N А19-2303/09-64 (суд первой инстанции - Репин С.А.),

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усолье-Сибирское и
Усольском районе Иркутской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - предприниматель) 166 рублей 40 копеек штрафных санкций за представление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 марта 2009 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не рассматривалась.

Не согласившись с решением суда, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в нарушение положений пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ предпринимателем не представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Управление полагает необоснованным вывод суда о том, что для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы и не имеющих наемных работников, срок для предоставления таких сведений не установлен.

Предпринимателем отзыв на кассационную жалобу управления не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определение о назначении дела к судебному разбирательству было направлено по известному суду адресу предпринимателя, однако было возвращено органом связи с отметкой о том, что адресат по указанному адресу не проживает. В соответствии с положениями подпункта 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предприниматель считается надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.

Представитель управления в
судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, управлением проведена камеральная проверка, в ходе которой установлено, что предпринимателем не представлены в Пенсионный фонд сведения за 2007 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

По данному факту управлением составлен акт от 30.04.2008 N 2835, на основании которого вынесено решение от 20.05.2008 N 2516 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, за несвоевременное представление сведений на застрахованных лиц в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в виде штрафа в размере 166 рублей 40 копеек.

На основании данного решения предпринимателю выставлено требование от 20.05.2008 N 9915 об уплате штрафных санкций в срок до 4 июня 2008 года.

Учитывая, что названное требование предпринимателем в добровольном порядке не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в размере 166 рублей 40 копеек.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что срок представления сведений на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, законом не установлен.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает выводы суда правильными.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от
01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 1 названного Закона определены понятия “страхователь“ и “физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы“. Так, согласно данной статье к страхователям относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, данной статьей признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Таким образом, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные
в названном пункте. Таким образом, законом предусмотрена определенная обязанность по представлению определенных сведений и конкретный срок исполнения этой обязанности.

Доказательства, свидетельствующие о наличии у предпринимателя наемных работников, в материалы дела не представлены.

Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ установлен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. В силу пункта 6 данной статьи указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

При этом срок представления сведений данной категорией лиц законом не установлен.

Буквальное толкование пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ не позволяет установить обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, ежегодно представлять предусмотренные пунктом 2 названной статьи Закона сведения о начисленных суммах страховых взносов в конкретные сроки.

Следовательно, привлечение указанных лиц к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 указанного Закона, как страхователя не основано на положениях действующего законодательства.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого решения суда по делу отсутствуют, доводы кассационной жалобы, не влияющие на законность принятого судебного акта, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 3 марта 2009 года Иркутской области по делу N А19-2303/09-64 оставить
без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н.ПАРСКАЯ

Судьи:

А.В.ОРЛОВ

М.А.ПЕРВУШИНА