Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.02.2009 по делу N А51-12420/2008-37-326 Изменения, внесенные ФЗ “О внесении изменений в главу 25.1 части второй НК РФ“, распространяются только на разрешения на вылов объектов водных биологических ресурсов, выданные после 05.01.2008, в связи с чем заявитель не мог применять новые ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов при исчислении и уплате разового и регулярных взносов в рамках разрешений на ведение рыбного промысла, выданных 22.12.2007, по условиям которых начало добычи предусмотрено с 01.01.2008.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 февраля 2009 г. по делу N А51-12420/2008-37-326

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества “Исток-АБ“

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока

о признании недействительным решения от 30.09.2008 N 09-16647/1048 ДСП,

установил:

закрытое акционерное общество “Исток-АБ“ (далее “заявитель“, “налогоплательщик“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока (далее “налоговый орган“, “инспекция“) от 30.09.2008 N 09-16647/1048 ДСП “Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения“, принятого по результатам камеральной налоговой проверки
уточненных Сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярного взносов за 2008 (далее “Сведения“) (акт от 22.08.2008 N 09-6981/1099ДСП).

Заявитель считает оспариваемое решение несоответствующим действующему законодательству, поскольку он правомерно уменьшил размер подлежащего уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее “сбор за пользование объектами ВБР“) в виде регулярных взносов, подлежащих ежемесячной уплате, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.11.2007 N 285-ФЗ “О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ (далее “Закон N 285-ФЗ“), предусматривающего льготу по уплате сбора за пользование объектами ВБР и пониженные ставки в отношении определенных видов ВБР, в связи с чем подал в налоговый орган уточненные Сведения от 08.05.2008.

Кроме этого, по мнению заявителя, оспариваемое решение принято налоговым органом без учета подачи налогоплательщиком 19.09.2008 уточненных Сведений, где налогоплательщик частично согласился с позицией налогового органа, изложенной в акте камеральной налоговой проверки от 22.08.2008 N 09-6981/1099ДСП и пересчитал сумму сбора за пользование объектами ВБР, подлежащую уплате в виде разового и регулярных взносов по ставкам, действовавшим до вступления в силу Закона N 285-ФЗ, но с применением льготы в размере 15%, установленной пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ в редакции Закона N 285-ФЗ в отношении регулярных взносов.

Налоговый орган представил отзыв на заявление, из которого следует, что требование заявителя он не признает, считает обоснованным доначисление сбора по оспариваемому решению за пользование объектами ВБР в размере 504 900 рублей.

Налоговый орган считает, что поскольку Законом N 285-ФЗ прямо не предусмотрено,
что он имеет обратную силу, у плательщика сбора за пользование объектами ВБР, получившего разрешения на добычу (вылов) ВБР 22.12.2007, по условиям которых начало добычи (вылова) предусмотрено с 01.01.2008, не возникло право на применение льготы, установленной пунктом 7 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее “НК РФ“) и пониженных ставок сбора, установленных пунктами 4, 5 статьи 333.3 НК РФ в редакции Закона N 285-ФЗ.

Заслушав пояснения заявителя, налогового органа, исследовав материалы дела, суд

установил:

закрытое акционерное общество “Исток-АБ“ является плательщиком сбора за пользование объектами ВБР в соответствии с главой 25.1 НК РФ.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленных налогоплательщиком 08.05.2008 года уточненных Сведений за 2008 год, о чем составлен акт от 22.08.2008 N 09-6981/1099ДСП.

По результатам рассмотрения акта налоговой проверки, возражений налогоплательщика, инспекцией принято оспариваемое решение от 30.09.2008 N 09-16647/1048 ДСП “Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Согласно данному решению заявителю доначислен сбор за пользование объектами ВБР в сумме 479 100 рублей и отказано в уменьшении сбора по разрешениям ПР N 042982 1-2008-Р и ПР N 042983 2-2008-Р в сумме 126 900 рублей.

Общество, полагая, что решение налогового органа от 30.09.2008 года N 09-16647/1048 ДСП не отвечает требованиям закона и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с вышеуказанным заявлением в суд.

Суд находит, что заявленное требование подлежит удовлетворению частично в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами ВБР признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами ВБР.

Согласно статьям 1, 11, 31, 35
Федерального закона от 20.12.2004 года N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов является документом, удостоверяющим право на добычу (вылов) определенного объема водных биоресурсов, на основании которого возникает право пользования водными биоресурсами.

Пунктом 1 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ.

Применительно к сбору за пользование объектами ВБР обязанность по его уплате возникает в связи с получением документа (разрешения), удостоверяющего право на добычу (вылов) объектов ВБР, объем которых определен уполномоченным органом.

Из материалов дела следует, что заявителю 22.12.2007 выданы разрешения на ведение рыбного промысла серии ПР N 042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2-2008-Р, по условиям которых начало добычи ВБР, а именно креветки северной в количестве 60 тонн по каждому разрешению, предусмотрено с 01.01.2008 года по 01.02.2008.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.2 НК РФ объектом обложения сбора признаются объекты ВБР в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 333.4 НК РФ установлено, что сумма сбора за пользование объектами ВБР определяется в отношении каждого объекта ВБР, указанного в пунктах 4 - 7 статьи 333.3 настоящего Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов ВБР и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта ВБР.

Порядок и сроки уплаты сборов установлены статьей 333.5 НК РФ, в соответствии с которой пользователи объектами ВБР уплачивают сбор за пользование объектами ВБР
в виде разового и регулярных взносов.

Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%, и уплачивается при получении разрешения; оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) ВБР ежемесячно не позднее 20-го числа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.7 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами ВБР по лицензии (разрешению) на пользование объектами ВБР, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами ВБР, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.

Таким образом, всего по разрешениям от 22.12.2007 ПР N 042982 1-2008-Р и ПР N 042983 2-2008-Р за разрешенный вылов креветки северной в количестве 120 тонн в период с 01.01.2008 по 01.02.2008 общество должно было уплатить сбор за пользование объектами ВБР в сумме 660 000 рублей (5 500 рублей х 120 тонн), в том числе в виде разового взноса в сумме 66 000 рублей, в виде регулярных взносов - 594 000 рублей, о чем подать соответствующие сведения в налоговый орган.

Статьей 1 Закона N 285-ФЗ в пункты 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ внесены изменения в части размера ставок сбора за некоторые объекты ВБР, пункт 2 статьи 333.4 НК РФ дополнен словами “на дату начала срока действия разрешения“.

Вновь введенные ставки сбора за пользование объектами ВБР, в частности, в отношении креветки северной снижены с 5
500 рублей за тонну до 3 000 рублей.

Кроме этого, пункт 7 статьи 333.3 НК РФ в редакции Закона N 285-ФЗ предусматривает, что ставки сбора за каждый объект ВБР, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

При этом рыбохозяйственными организациями признаются организации, осуществляющие добычу ВБР и (или) их первичную и последующую (промышленную) переработку, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации добытых (выловленных) объектов ВБР составляет не менее 70 процентов.

В уточненных сведениях, представленных в налоговый орган 08.05.2008, при исчислении сбора за 2008 год, заявителем применены ставки сбора с учетом изменений, внесенных Законом N 285-ФЗ в пункты 4, 5, 7 статьи 333.3 НК РФ.

Поскольку данным Законом были изменены ставки сбора в сторону уменьшения по креветке северной, то общая сумма сбора, исчисленного обществом за 2008 год, оказалась меньше той, которая была определена, исходя из ставок действовавших до вступления в законную силу Закона N 285-ФЗ.

Кроме этого, сумма сбора была исчислена налогоплательщиком с применением льготы, установленной пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ в редакции Закона N 285-ФЗ.

В связи с изложенным, заявитель полагал, что по двум вышеназванным разрешениям он должен уплатить сбор за пользование объектами ВБР в размере 54 000 рублей, исходя из расчета: 5 400 рублей - разовый взнос (3 000 рублей х 120 тонн х
10% х 15%) + 48 600 рублей - регулярные взносы (3 000 рублей х 120 тонн х 90% х 15%), в связи с чем 08.05.2008 подал в налоговый орган уточненные Сведения с исчисленной суммой сбора в размере 263 338 рублей 50 копеек (с учетом внесения в разрешения дополнительных объемов к вылову объектов ВБР, указанные изменения не являются предметом спора).

Вместе с тем, суд считает, что при подаче уточненных Сведений заявитель не учел следующие обстоятельства.

В статье 2 Закона N 285-ФЗ указано, что изменения вступают в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Закона.

Закон был опубликован в “Российской газете“ 05.12.2007 года, поэтому новые ставки сбора применяются с 5 января 2008 года.

Таким образом, изменения, внесенные Законом N 285-ФЗ в главу 25.1 НК РФ, распространяются только на разрешения на вылов объектов ВБР, выданные после 05.01.2008 года, в связи с чем заявитель не мог применять новые ставки сбора за пользование объектами ВБР при исчислении и уплате разового и регулярных взносов, в рамках разрешений на ведение рыбного промысла от 22.12.2007 серии ПР N 042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2-2008-Р, по условиям которых начало добычи предусмотрено с 01.01.2008 года, равно как и льготу, установленную пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если
прямо предусматривают это.

Закон N 285-ФЗ, вступивший в силу 05.01.2008 года, не содержит положений, предусматривающих обратную силу закона.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что общество в нарушение пункта 7 статьи 333.3 НК РФ в редакции, действовавшей на момент выдачи и начала срока действия разрешений от 22.12.2007 серии ПР N 042982 1-2008-Р и серии ПР N 042983 2-2008-Р, неправомерно занизило сумму сбора за пользование объектами ВБР на 504 900 рублей в связи с применением 15 процентной льготы, установленной Законом N 285-ФЗ, в отношении регулярных взносов.

При вынесении решения суд учел то обстоятельство, что в судебном заседании налоговый орган фактически признал требования заявителя в части незаконности доначисления сбора за пользование объектами ВБР в сумме 101 100 рублей, так как налогоплательщик частично признал обоснованной позицию инспекции по результатам камеральной налоговой проверки уточненных Сведений, изложенную в акте от 22.08.2008 N 09-6981/1099ДСП и представил 19.09.2008 уточненные Сведения, где самостоятельно доначислил сбор в сумме 101 100 рублей, что не было учтено налоговым органом при принятии оспариваемого решения.

На основании вышеизложенного, суд делает вывод о том, что решение налогового органа от 30.09.2008 N 09-16647/1048 ДСП подлежит признанию недействительным в части доначисления сбора за пользование объектами ВБР в сумме 101 100 рублей, как несоответствующее нормам действующего законодательства и нарушающее права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В остальной части требование заявителя удовлетворению не подлежит, так как налогоплательщик необоснованно полагает, что он имеет право на применение льготы в размере 15 процентов ставок сбора при исчислении и уплате регулярных взносов по спорным разрешениям, установленной пунктом 7 статьи 333.3 НК
РФ, в редакции Закона N 285-ФЗ.

Несмотря на то, что срок уплаты регулярных взносов по спорным разрешениям определен до 20.01.2008, т.е. после вступления в силу Закона N 285-ФЗ, устанавливающего указанную льготу, указанное обстоятельство не может повлиять на порядок исчисления сбора за пользование объектами ВБР, предусмотренный пунктом 2 статьи 333.4 НК РФ, как произведение соответствующего количества объектов ВБР и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта ВБР.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требование заявителя удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока от 30.09.2008 N 09-16647/1048 ДСП “Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части доначисления сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 101 100 рублей, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

В удовлетворении требования в остальной части отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.