Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.05.2009 N А33-16416/08-Ф02-2383/09 по делу N А33-16416/08 Требования о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного за неполную уплату НДС, удовлетворены частично, поскольку налоговым органом законность и обоснованность доначисления НДС и штрафа не доказаны.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2009 г. N А33-16416/08-Ф02-2383/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Парской Н.Н.,

судей: Брюхановой Т.А., Скубаева А.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю на решение от 25 февраля 2009 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16416/08 (суд первой инстанции - Данекина Л.А.),

установил:

индивидуальный предприниматель Сергеев Александр Федорович (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения от 04.10.2007 N 770 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю (далее - налоговая инспекция) о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением от 25 февраля 2009 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с указанным судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя, судом необоснованно признано недействительным решение налоговой инспекции в полном объеме, несмотря на то, что в материалы дела представлено заявление предпринимателя о его согласии с оспариваемым ненормативным актом в части перерасчета, произведенного на основании заключенного им с налоговой инспекцией соглашения.

Налоговая инспекция указывает также на то, что процедура рассмотрения материалов налоговой проверки не была нарушена, поскольку оспариваемое решение вынесено в течение 10 дней со дня истечения 15 дней, в которые налогоплательщик вправе представить свои письменные возражения на акт проверки.

Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции предпринимателем не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем 18.06.2007 уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2006 год.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, с учетом возражений налогоплательщика, налоговой инспекцией принято решение от 04.10.2007 N 770 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 1 897 рублей 95 копеек, налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 3 301 рубля 40 копеек. Указанным решением предпринимателю также предложено уплатить налог на доходы физических лиц в размере 13 049 рублей, пени - 253 рубля 06 копеек; налог на добавленную стоимость в размере 16 507 рублей, пени - 1 637 рублей 56 копеек.

Не согласившись с названным решением и полагая, что оно нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта налоговой инспекции недействительным.

Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что налоговой инспекцией нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку оспариваемое решение вынесено не в день рассмотрения материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте вынесения решения.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает выводы суда не соответствующими нормам налогового законодательства.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что соглашением от 05.02.2009, подписанным налоговой инспекцией с предпринимателем сторонами произведен перерасчет сумм налогов, пени и штрафов, подлежащих взысканию с налогоплательщика за проверяемый налоговый период,
а именно:

- налог на доходы физических лиц - 8 298 рублей, пени - 253 рубля 06 копеек, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 947 рублей 75 копеек;

- налог на добавленную стоимость - 15 375 рублей, пени - 1 637 рублей 56 копеек, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации 3 075 рублей.

Предприниматель в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признает и не оспаривает решение налоговой инспекции с учетом перерасчета вышеуказанных сумм, что освобождает налоговую инспекцию от обязанности доказывания правомерности доначисления вышеназванных сумм налогов, пени и налоговых санкций.

Указанное соглашение от 05.02.2009 судом принято и установлено, что с учетом перерасчета доначисленных сумм налоговой инспекцией в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства, свидетельствующие о законности и обоснованности оспариваемого решения в части начисления налога на доходы физических лиц в сумме 4 751 рубль, штрафа в размере 950 рублей 20 копеек, налога на добавленную стоимость в сумме 1 132 рубля, штрафа в размере 226 рублей 40 копеек.

Вместе с тем, решение налоговой инспекции признано недействительным в полном объеме, как принятое с существенным нарушением процедуры его вынесения.

Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично
и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Исходя из названных норм права, суд сделал вывод о нарушении налоговой инспекцией порядка рассмотрения материалов налоговой проверки, установленного статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, материалы камеральной налоговой проверки с учетом возражений налогоплательщика были рассмотрены в присутствии предпринимателя и его представителя 25 сентября 2007 года. Решение по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено 4 октября 2007 года.

Согласно пункту 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из названной правовой нормы не следует, что данное решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением налогоплательщика о времени и месте вынесения решения.

Таким образом, вывод суда о незаконности обжалуемого решения налоговой инспекции в полном объеме не основан на положениях действующего законодательства о налогах и сборах.

Согласно части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Исходя из положений части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выявления несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным
судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, арбитражным судом кассационной инстанции выносится постановление об отмене обжалуемого решения, постановления.

Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа установлено, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом судом неправильно применена норма права.

В связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований предпринимателя о признании недействительным решения налоговой инспекции в части налога на доходы физических лиц в сумме 4 751 рубль, штрафа в размере 950 рублей 20 копеек, налога на добавленную стоимость в сумме 1 132 рубля, штрафа в размере 226 рублей 40 копеек, законность и обоснованность доначисления которых налоговой инспекцией не доказана.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что заявленные требования удовлетворены частично, с налоговой инспекции подлежит взысканию в пользу предпринимателя государственная пошлина в сумме 29 рублей 90 копеек.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25 февраля 2009 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16416/08 отменить.

Принять новое решение.

Заявленные требования индивидуального предпринимателя Ф.И.О. удовлетворить частично.

Признать недействительным решение от 04.10.2007 N 770 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 4 751 рубль, штрафа за неполную уплату
данного налога в размере 950 рублей 20 копеек, налога на добавленную стоимость в сумме 1 132 рубля, штрафа за неполную уплату данного налога в размере 226 рублей 40 копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Красноярскому краю в пользу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. государственную пошлину в сумме 29 рублей 90 копеек.

Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н.ПАРСКАЯ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

А.И.СКУБАЕВ